Концепция В. Розанова и её роль в формировании визуальной модели прозы неклассического типа
Концептуально важной для формирования визуальной модели прозы с начала ХХ века и до сегодняшнего дня стала идея Василия Розанова печатать каждый фрагмент его книг – «Уединённое» и «Опавшие листья» – с новой страницы. Можно утверждать, что в этих книгах В. Розанов визуализирует дискретный тип мышления, присущий эпохе. Примечательно, что фрагментарностью и незавершённостью характеризуются и некоторые положения философского мировоззрения В. Розанова. Визуальная парадигма текстов Розанова неожиданно проявляется в творчестве самых разных в стилевом отношении современных авторов, что подчёркивает не простое следование традициям, но функционирование определённой визуальной модели эпохи. Фрагментарность визуального облика прозаической страницы становится доминирующим принципом организации текста уже и в молодой прозе ХХI века.
Ключевые слова: дискретный тип мышления, визуальный облик текста, визуальная парадигма
Библиография:
1. Деррида Ж. О грамматологии: пер. с фр. / Ж. Деррида; пер. с фр. и вступ. ст. Н. Автономовой. – М.: Ad Marginem, 2000.
2. Фуко М. Это не трубка: пер. с фр. / М. Фуко; пер. с фр. И. Кулик. Научн. ред. В. Подорога. – М.: Художественный журнал, 1999.
3. Шкловский В.Б. Рецензия на эту книгу // Гамбургский счёт/ В.Б. Шкловский. – СПб.: Лимбус Пресс, 2000. С. 217–223.
4. Кортасар Х. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. 62. Модель для сборки / Х. Кортасар; перевод с исп., составл. Вс. Багно. – СПб.: «Северо-Запад», 1992.
5. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста: пер. с англ. и итал. / У. Эко; перев. с англ. и итал. С.Д. Серебряного. – СПб.: «Симпозиум», 2005.
6. Калинин И. История как искусство членораздельности (исторический опыт и металитературная практика русских формалистов) // Новое литературное обозрение. 2005. № 1. С.103–131.
7. Розанов В.В. Опавшие листья. Короб первый / В.В. Розанов. – СПб.: Кристалл, 2001.
8. Сукач В.Г. [Комментарий] // Полное собрание «опавших листьев». Кн.1. Уединённое / В.В. Розанов; под ред. В.Г. Сукача. – М.: Русский путь, 2002.
9. Болдырев Н. Семя Озириса или Василий Розанов как последний ветхозаветный пророк / Н. Болдырев. – Челябинск: Издательство «Урал Л.Т.Д», 2001.
10. Козырев К., Останин Б. От составителей // Заметки о чаепитии и землетрясениях. Избранная проза / Л.Л. Богданов. – М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 23–30.
11. Голлербах Э. В.В. Розанов. Жизнь и творчество // Апокалипсис нашего времени / В.В. Розанов. – М.: Захаров, 2001. С.87–177.
12. Синявский А. «Опавшие листья» Василия Васильевича Розанова / А. Синявский. – М.: Захаров, 1999.
13. Сарычев Я.В. Модернизм В.В. Розанова // Филологические науки. 2004. № 6. С.78–87.
14. Кулишкина О.Н. Физика и метафизика русского афоризма. В.Розанов: афоризм как форма преодоления формы // Русская литература. 2004. № 4. С. 3–22.
15. Сидур М. Послание из Атлантиды // Памятник современному состоянию. Миф / В. Сидур. – М.: ВАГРИУС, 2002. С. 3–32.
16. Орлицкий Ю.Б. «Миф» Вадима Сидура как «проза художника» // Сборник работ о прозе Вадима Сидура. В рамках IX Московского фестиваля свободного стиха (3-4 мая 2002г.): Русский верлибр. Итоги века. – М.: Московский государственный музей Вадима Сидура, 2002. С. 11–18.
17. Сидур В. Памятник современному состоянию. Миф / В. Сидур. – М.: Вагриус, 2002.
18. Давыдов Д. Причины, зависящие от автора // Новое литературное обозрение. 2002. № 55. С. 298–299.
19. Пригов Д.А. Рецензия на книгу Г. Брускина «Прошедшее время несовершенного вида» //Знамя. 2002. №2. С.215–216.
20. Брускин Г. Картина как текст и текст как картина // Новое литературное обозрение. 2004. № 65. С. 274–283.
21. Улитин П. Разговор о рыбе / П. Улитин. – М.: ОГИ, 2002.
22. Айги Г. Разговор на расстоянии: Статьи, эссе, беседы, стихи / Г. Айги. – СПб.: Лимбус пресс, 2001.
23. Горалик Л. Собранные листья (об одном и том же всегда об одном и том же) // Новое литературное обозрение. 2002. № 54. С. 236–245.
Выпуск: 2, 2008
Рубрика: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Страницы: 85 — 90
Скачиваний: 781