№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
4351 | Введение. Представлены результаты исследования реализации библейской символики камня в значениях образных фразеологизмов русского языка и текстах, актуализирующих их семантику. Актуальность работы обусловлена научным интересом к изучению функционирования образной символики камня в языковых единицах библейского происхождения. Целью работы является описание особенностей символизации камня в библейских текстах, а также анализ образных фразеологизмов, транслирующих эту символику. Материал и методы. Исследование выполнено в рамках когнитивного и лингвокультурологического подходов к изучению образных средств языка, которые метафорически, символически, аллегорически выражают представления о различных явлениях действительности. Используются методы структурно-семантического, концептуального и контекстного анализа, представленные в работах по когнитивной теории метафоры (Дж. Лакофф, М. Джонсон, А. Н. Баранов, Ю. Н. Караулов, А. П. Чудинов, и др.), лексической и фразеологической образности (Н. Ф. Алефиренко, О. И. Блинова, Н. А. Илюхина, Г. Н. Скляревская, Е. А. Юрина и др.), лингвокультурологии (М. Л. Ковшова, В. В. Красных, В. Н. Телия и др.). Результаты и обсуждение. В рамках данного исследования проведен анализ символического отображения камня в библейских текстах, описана семантика иносказательного характера, актуализированная в современных художественных и публицистических текстах, а также семантика и текстовое функционирование фразеологизмов, транслирующих символику камня. Первоначальным источником описываемых устойчивых образных выражений послужила книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета – Библия. Заключение. Полученные результаты анализа демонстрируют аксиологически значимый фрагмент русской языковой картины мира. Данные корпусного исследования свидетельствуют об активном функционировании библейской символики камня в современном русском языке. Библейская символика камня в русской фразеологии актуализирует значения: суть, самая важная часть чего-либо; затруднение, проблема, с которыми кто-либо сталкивается при занятии каким-нибудь делом; осуждение кого-либо, высказывание кому-либо неодобрения; разрушение до основания чего-либо, а также некоторые другие. Ключевые слова: библейская символика, символ, камень, образные средства, русский язык, лингвокультурология | 885 | |||||
4352 | . | 884 | |||||
4353 | . | 884 | |||||
4354 | . | 884 | |||||
4355 | . | 884 | |||||
4356 | Сюжетная схема «Великодушный старик» и народно-православная духовная традиция | 884 | |||||
4357 | Манси Вежакорской группы расселены на р. Горная, или Большая Обь, они относятся к обской территориальной группе, которая входит в состав северной этнографической группы. В его составе представители следующих фамилий – Костины, Партановы и Шадрины относятся к фратрии Пор; Кулеябкины, Савины и Гришкины представители фратрии Мось. У данной группы общий дух-покровитель Консынг ойка 2Когтистый мужчина2; общее кладбище, духи-покровители фамилий находятся в определенном родстве между собой. | 884 | |||||
4358 | Проведена оценка продуктивности перспективных для селекции гибридных и родительских форм льна в условиях Томской области. Показано, что исследуемые гибридные формы, выращенные в разных микроклиматических условиях на территории Томской области, отличаются повышенными показателями как семенной, так и волокнистой продуктивности сравнению с родительскими образцами. Гибриды являются перспективными для сортоиспытания на территории Западно-Сибирского региона с целью создания сорта двустороннего использования, что подтверждают данные кластерного, дискриминантного, дисперсионного анализов. Для получения высокой продуктивности необходимо дальнейшее сортоиспытание каждой формы для выявления оптимальных условий выращивания | 884 | |||||
4359 | Аксиологические критерии оценки образовательных систем упираются в решение проблемы соотношения утопических идей и философских оснований образования | 884 | |||||
4360 | В статье раскрывается сущность методологии интеграции в образовательном процессе и обосновывается необходимость применения интегративного подхода к обучению второго иностранного языка в языковом вузе. Ключевые слова: методология, интегративный подход, второй иностранный язык, языковой вуз, лингвист-преподаватель. | 884 | |||||
4361 | Обсуждаются основные понятия, входящие во фреймовую систему «Календарная лексика» в хантыйском и селькупском языках, генетически не являющихся близко родственными языками, но на протяжении долгого времени находящихся сопредельно в одном географическом ареале на территории Западной Сибири. Проведен сравнительный анализ элементов, входящих в данные системы, и имеющихся в них по каким-то причинам локун. Ключевые слова: семантика, фреймовая система, календарная лексика, языки Сибири. | 884 | |||||
4362 | Статья является результатом исследования взимаемых платежей за негативное воздействие на воздух, водные и земельные ресурсы. Показано, что более прозрачной в отношении принципа «равная плата за равные загрязнения» в данный момент является плата за загрязнение воздуха, по сравнению с платой за загрязнение водных и земельных ресурсов. Ключевые слова: природные ресурсы, платежи, управление, оптимизация | 884 | |||||
4363 | Рассмотрено рассеяние фотона на каналирующем позитроне. Найдено сечение процесса в системе отсчета, движущейся с продольной скоростью позитрона. Исследовано угловое распределение рассеянных фотонов. Показано, что рассеяние фотона может сопровождаться переходом позитрона в состояние как с большей, так и с меньшей поперечной энергией, а также без изменения поперечной энергии. Ключевые слова: каналирование позитронов, непрерывный потенциал, рассеяние фотонов, эффект Комптона. | 884 | |||||
4364 | Проблема нахождения согласованного кубичного взаимодействия безмассовых полей высших спинов со смешанным типом симметрии в пространстве АдС сводится к системе дифференциальных уравнений в частных производных, которые могут быть решены для частиц с заданными значениями спина, входящих в кубичную вершину. Для простоты рассматриваются поля с двумя семействами индексов, для которых обсуждаются в явном виде некоторые примеры взаимодействия. Ключевые слова: калибровочная симметрия, теория поля в высших измерениях, пространственно-временные симметрии | 884 | |||||
4365 | Рассматривается опыт применения ситуационного обучения в Академическом колледже Владивостокского государственного университета экономики и сервиса при подготовке студентов по специальности «гостиничный сервис». Характеризуются такие его формы, как ситуационные задачи, упражнения, кейсы. Отмечаются особенности их реализации в учебном процессе и роль в формировании профессиональных и общих компетенций. Ключевые слова: ситуационное обучение, ситуационные задачи, кейсы, компетентностный подход в образовании, гостиничное обслуживание | 884 | |||||
4366 | Рассматривается роль аккредитации в системе оценки качества профессионального образования. Описываются возможные критерии и процедуры прохождения аккредитации высшего учебного заведения. Предложен подход для введения приемлемой единицы измерения качества образования и математическая модель для получения ее количественного значения. Ключевые слова: государственная аккредитация, общественная и профессиональная экспертиза, качество образования, прогноз, управление, анализ, решение | 884 | |||||
4367 | На основе историко-педагогического анализа концепций дополнительного профессионального педагогического образования и практики деятельности учреждений дополнительного профессионального педагогического образования Сибирского федерального округа обосновывается методологический аппарат исследования проблемы персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования. Ключевые слова: модели персонифицированного и индивидуализированного повышения квалификации работников образования, национально-региональный подход, непрерывное образование, методология, исследование | 884 | |||||
4368 | Представлен синтаксический аспект рекламных текстов, а именно прагматические типы предложения (Дж. Сёрль). Одним из наиболее распространенных типов, не получивших комплексного обобщения своих функциональных и семантических особенностей, является квеситив. Сделана попытка проанализировать его структурные особенности на примере текстов рекламы в англоязычных печатных СМИ. Ключевые слова: рекламный текст, прагматика, квеситив, речевой акт, квеситивная конструкция | 884 | |||||
4369 | Представлен анализ социально-психологических проблем, возникающих у взрослых при изучении английского языка, предложены варианты для преодоления барьеров социально-психологического характера, проанализирован процесс аудирования с целью выявления проблем, с которыми обычно сталкиваются взрослые обучающиеся при изучении английского языка. Ключевые слова: взрослый обучающийся, процесс обучения, социально-психологические трудности, аудирование | 884 | |||||
4370 | Рассматриваются синтагматические реляции ключевых словарных единиц, вербализующих нравственные понятия, представленные в романах одного из самых эпатажных и тиражируемых писателей современности Сергея Минаева. Анализ выбранного материала базируется на теоретических взглядах представителей казанской лингвистической школы, которые позволили автору выявить наиболее интересные окказиональные синтагматические связи исследуемых лексем, являющиеся результатом авторской интерпретации категории «нравственность», и обозначить тенденцию семантических сдвигов в языковом сознании носителя русского языка относительно лексики морально-нравственного содержания. Ключевые слова: нравственность, казанская лингвистическая школа, лексика, лексема, синтагматические отношения, значение, коннотация, контекст, семантический сдвиг | 884 | |||||
4371 | Анализируются две основные стратегии самопрезентации личности в виртуальном дискурсе: виртуальная реконструкция социальной идентичности и виртуальная реконструкция персональной идентичности. На примере открытых писем, представленных на специализированных сайтах, рассматриваются особенности процесса обретения индивидуальности и стратегии самоименования. Несмотря на присущую виртуальному дискурсу анонимность и карнавализацию общения, позволяющие перевоплощаться с помощью речевых масок и визуальных образов, в открытых письмах наблюдается тенденция добровольного отказа от анонимности, стремление к экстериоризации «Я-реального», акцент на ценность индивидуальности, сохранение своего лица в эпоху тотальной глобализации. Этому способствует принадлежность открытых писем к корпусу эго-текстов, скрепой которых является авторское «Я», выступающее генерирующим центром идей, переживаний и действий. Делается вывод, что ведущей стратегией авторов открытых писем в виртуальном дискурсе является виртуальная реконструкция персональной идентичности. Ключевые слова: самоидентификация, виртуальная реконструкция социальной идентичности, виртуальная реконструкция персональной идентичности, открытое письмо, анонимность, автономинация | 884 | |||||
4372 | Представлены результаты констатирующего эксперимента, направленного на изучение уровня развития эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста. В качестве основных методов, позволяющих оценить эмоциональное состояние ребенка и выявить особенности проявления эмоциональной устойчивости, использовались наблюдение за поведением детей при взаимодействии с воспитателем и со сверстниками, беседы с детьми и педагогами, анкетирование воспитателей и родителей, проективные тесты. Определены критерии и показатели эмоциональной устойчивости детей: адекватность эмоционального реагирования ребенка при взаимодействии с окружающей действительностью; сила выраженности переживаемых эмоций; стабильность особенностей эмоционального реагирования. Анализ экспериментальных данных позволил выделить три уровня проявлений эмоциональной устойчивости детей старшего дошкольного возраста. Предложено авторское определение понятия «эмоциональная устойчивость» применительно к детям дошкольного возраста. Ключевые слова: эмоции, эмоциональная устойчивость, дети дошкольного возраста, критерии и показатели эмоциональной устойчивости, уровни проявлений эмоциональной устойчивости | 884 | |||||
4373 | Обосновывается необходимость наличия в личностном ресурсе педагога проектной компетенции. Отмечается, что зафиксированные в федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования требования к проектным компетенциям студентов предполагают выбор адекватных содержанию этих требований способов педагогической работы по их формированию. Представлена реконструкция опыта формирования проектных компетенций студентов-филологов в процессе организации образовательных событий в практике взаимодействия вуза и школы. С помощью методов гуманитарного исследования выявлена эмпирическая модель такого взаимодействия – совместное производство инновационных разработок. Ключевые слова: проектная компетенция, взаимодействие, образовательное событие, совместное производство | 884 | |||||
4374 | . | 883 | |||||
4375 | . | 883 | |||||
4376 | . | 883 | |||||
4377 | . | 883 | |||||
4378 | . | 883 | |||||
4379 | . | 883 | |||||
4380 | 883 | ||||||
4381 | Проведен анализ потока сервисных услуг в логистических системах. Показано, что в последние годы прерогати¬вой логистики является управление сервисными потоками. Однако, несмотря на важность сервиса, до сих пор отсутствуют эф¬фективные способы оценки его качества, что объясняется ря¬дом особенностей сервиса. Предложена математическая модель, описывающая процесс формирования потока сервисных услуг | 883 | |||||
4382 | Данная статья посвящена рассмотрению возможности применения оптимизационного подхода к организации исследовательской деятельности педагога. Автор представляет свою позицию к определению критериев оптимизации, обозначенных с учетом минимизации рискологических факторов Ключевые слова: оптимизация, критерии оптимизации, исследовательская деятельность, рискологические факторы | 883 | |||||
4383 | Освещаются сложившиеся подходы к пониманию и построению педагогических теорий. Показана роль субъективного фактора в их обосновании. Раскрыта авторская позиция в проектировании педагогических теорий, основанная на системно-синергетической методологии. Ключевые слова: педагогическая теория, функции педагогической теории, факты как основания построения педагогической теории, категориальный аппарат и логическая структура педагогической теории, системный и синергетический подходы | 883 | |||||
4384 | Рассматриваются проблемы создания благоприятных социально-педагогических условий раскрытия лидерского потенциала личности. Дается обоснование темы научного исследования воспитательного пространства, в котором происходит формирование социально значимой направленности молодого лидера и развитие его личностных задатков. Ключевые слова: воспитательное пространство, лидер, лидерство, юногогика. | 883 | |||||
4385 | Рассматривается процесс текстопорождения и лингвостилистические особенности письма-исповеди в виртуальном дискурсе. Делается вывод о ведущей фатической функции письма-исповеди. Ключевые слова: письмо-исповедь, виртуальный дискурс, фатическая коммуникация | 883 | |||||
4386 | Рассматриваются проблемы обучения физике на современном этапе и некоторые методы их решения. Проведено анкетирование преподавателей и получены положительные отзывы о работе разработанных систем. Ключевые слова: преподавание физики, обучающие системы, анкетирование | 883 | |||||
4387 | Рассматриваются некоторые проблемы трансформации высшего образования, происходящие в нашей стране в рамках идеологии компетентностного подхода. Идеи данного подхода анализируются в методологическом ракурсе в аспектах личностной направленности, профессионализации и субъектной активизации образования. Выявляются опасности и позитивные возможности той направленности модернизации образования, которая задается данной идеологией и прослеживается в ряде практических изменений, вносимых в жизнь высшей школы. Ключевые слова: компетентностный подход, модернизация, личность, культура, профессионализация, активизирующие технологии обучения | 883 | |||||
4388 | Рассмотрен эвристический потенциал и когнитивные границы понятия «сложность» в социальном познании. Показано, что использование концепта сложности в социально-философском мышлении свидетельствует не только о когнитивной чувствительности социально-гуманитарных наук к идеям синергетики, но и способствует более глубокому осмыслению интеграции естественно-научного и социально-гуманитарного знания. Показано также, что одним из важнейших направлений методологического осознания подобной интеграции является изучение семиотики темпоральности как когнитивного инструмента редукции сложности в исследованиях культурных артефактов социального мышления и деятельности. Ключевые слова: сложность, синергетика, смысл, социальное действие, семиотика темпоральности | 883 | |||||
4389 | Рассматриваются стратегические ориентиры формирования профессиональной мобильности студентов технического вуза, обусловленные происходящими изменениями в экономике, развитием новых технологий, изменениями в структуре занятости. Рассмотрены проблемы формирования профессиональной мобильности в историческом аспекте, определены перспективные ориентиры ее развития. Ключевые слова: профессиональная мобильность, гуманизация, личность, компетентность, непрерывное образование, Болонский процесс | 883 | |||||
4390 | Статья отражает результаты эксперимента, направленного на изучение восприятия студентами публицистических текстов регионального периодического издания и выявление языковых средств, благодаря которым они влияют на читателя. Ключевые слова: газетно-публицистический стиль, аналитические жанры, регулятивность текста, лексические средства регулятивности | 883 | |||||
4391 | Проведен анализ эволюции стереотипов восприятия бретонцев и бретонского языка французским обществом. Особое внимание уделено описанию комического эффекта, создаваемого при упоминании одного из маркеров бретонской культурной идентичности. Приведены примеры из различных художественных произведений, подтверждающие наличие устойчивых стереотипов восприятия Бретани. Кроме того, рассматриваются автостереотипы – видение бретонской идентичности и бретонского характера самими бретонцами. Ключевые слова: Бретань, этнический юмор, формирование и эволюция стереотипов, культурная идентичность | 883 | |||||
4392 | Обосновывается целесообразность использования педагогической технологии в процессе подготовки специалистов-психологов к профессиональной деятельности в сфере гражданской авиации. Разработана программа экспериментального спецкурса «Особенности профессиональной деятельности психолога в авиационной отрасли», который поможет вооружить студентов глубокими знаниями об особенностях профессиональной деятельности практического психолога в авиационной отрасли. Ключевые слова: авиационная отрасль, готовность, метод, педагогические условия, профессиональная деятельность психолога, технология, формирование | 883 | |||||
4393 | Приводятся сущностные характеристики эмоционального концепта как дидактической единицы содержания обучения иноязычной эмотивной коммуникации, раскрывается дидактический потенциал когнитивных форм репрезентации эмоционального концепта в формировании и развитии эмотивной компетенции обучающихся на занятиях по иностранному языку. Ключевые слова: эмоциональный концепт, эмотивная коммуникация, эмотивная компетенция, эмоциональная иноязычная картина мира | 883 | |||||
4394 | Представлено направление применения методов нелинейной динамики для семиотической диагностики социальных аттракторов в современной культуре (результат выполнения проекта РФФИ № 14-06-00440). На основе семиотической диагностики образов и символов социального эгоизма и социального альтруизма выдвинуты аргументы для понимания биоэтики как феномена самосознания современной культуры (результат выполнения проекта РГНФ № 12-03-00198). Выяснение прагматики новой культуры проведено в рамках выполнения проекта № 155 «Методология моделирования семиотических механизмов управления нелинейной динамики образовательных систем» государственного задания для ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет». Ключевые слова: семиотическая диагностика, информационно-синергетический подход, аттракторы социокультурной динамики, memory turn, биоэтика, социальный эгоизм, социальный альтруизм | 883 | |||||
4395 | Загадочная фигура знаменитого авантюриста эпохи Просвещения графа Калиостро оставила след в европейской культуре, став основой «калиостровского мифа». Отражения этого мифа в русской литературе обычно связаны с периодом пребывания графа Калиостро в России. В статье рассмотрены три произведения русской литературы XX в., соединившие образ Калиостро с фабулой о колдуне и очарованной красавице. Проведено сравнение повестей А. Н. Толстого и И. С. Лукаша с «комической фантазией» Г. И. Горина «Формула любви», выявлено своеобразие авторских трактовок фабулы и общие закономерности русской адаптации «калиостровского мифа». Ключевые слова: русская литература, мистическая повесть, киносценарий, международные сюжеты, национальные мифы, интертекстуальные отношения | 883 | |||||
4396 | Представлен и охарактеризован опыт использования в рамках компетентностного подхода различных форм кейс-метода (социологический опрос с элементами кейс-стади; написание и решение кейс-ситуаций студентами; кейс-тест) в преподавании дисциплины «История педагогики и образования» будущим бакалаврам. Обоснована возможность перевода большинства историко-педагогических тем на язык кейс-метода, эффективного их усвоения будущими бакалаврами в условиях сокращенной аудиторной нагрузки. Ключевые слова: кейс-стади, кейс-метод, кейс-ситуации, социологический опрос, компетенции, кейс- тест | 883 | |||||
4397 | Раскрываются основные требования к процессу обучения, лежащие в основе построения процесса обучения развитых государств, дается определение дидактической модели, инновационной дидактической модели, описываются некоторые инновационные дидактические модели в школьном образовании королевства Швеция: модель смешанного обучения, модель «дети – это люди», модель интегрированного овладения языком и содержанием обучения; проводится краткий анализ выявленных моделей, на основе критериев-требований, предъявляемых к процессу обучения и необходимых для реализации при применении эффективных моделей обучения, делается вывод о возможном использовании опыта Швеции в области реализации инновационных дидактических моделей школьного образования в процессе модернизации российской школы. Ключевые слова: инновационная дидактическая модель, педагогические технологии, педагогизация технических средств, эгалитарность, интерактивность процесса обучения, интегрированное овладение языком, смешанное обучение, принцип минимакса, принцип творчества и вариативности | 883 | |||||
4398 | Рассматривается процесс профессиональной подготовки будущих педагогов, нацеленный на формирование профессиональных знаний и умений и представляющий собой систему взаимосвязи учебных дисциплин, входящих в различные циклы (общие гуманитарные, социально-экономические, естественно-научные, общепрофессиональные, специальные и дисциплины специализации), которые затрагивают вопросы общения и формируют коммуникативные умения у студентов. Обосновывается необходимость проектирования методов педагогической деятельности по формированию коммуникативной компетентности студентов – будущих педагогов и оценка ее результативности, а также психолого-педагогическое, учебно-методическое обеспечение процесса работы преподавателя со студентами. Доказывается предположение о том, что данные учебные дисциплины не в состоянии сформировать коммуникативные умения у будущих педагогов, поэтому целесообразно введение специальной дисциплины «Практикум делового общения педагога». Ключевые слова: коммуникативная компетентность, психологические дисциплины, студенты – будущие педагоги, педагогическая деятельность | 883 | |||||
4399 | Рассматривается вопрос коммуникативных трудностей, возникающих у детей с особенностями психофизического развития при обучении иностранному языку. Авторами выделены группы проблем коммуникативного характера, охарактеризованы физиологические и психологические причины возникновения коммуникативных препятствий, предложены механизмы их преодоления. Результаты исследования целесообразно использовать учителям, педагогам-психологам, социальным педагогам и классным руководителям для более эффективной и плодотворной работы с обучающимися с особенностями психофизического развития. Ключевые слова: обучение иностранному языку, обучающиеся начальной школы, ограниченные возможности здоровья, особенности психофизического развития, коммуникативные трудности, интегрированное обучение | 883 | |||||
4400 | Актуальность исследования определяется несколькими направлениями. Во-первых, языки коренных народов Сибири принадлежат к категории языков, не имеющих древней письменной традиции, а фольклор этих народов являет собой ценный лингвистический материал, позволяющий получить важные языковые данные, а также сделать значительные выводы относительно специфики генезиса лингвистических и культурных процессов соответствующих этносов. Во-вторых, в последнее время обнаруживается особый рост интереса исследователей к изучению лексических систем аборигенных языков Сибири в связи с типологической проблематикой. Однако до настоящего времени не предпринималось попыток отдельного комплексного изучения системы цветообозначений селькупского языка. На материале прозаических фольклорных текстов, а также лексикографических работ по тазовскому диалекту предпринята попытка описания семантической зоны «белый». Ставя своей целью изучить фольклорные и лексикографические материалы с точки зрения семантических особенностей цветообозначений в контексте современных приоритетов лингвистических исследований, в результате работы определен набор лексем со значением «белый» в соответствующем диалекте, описана их семантическая структура, предложена стратегия их репрезентации в лексикографическом материале. Кроме того, представлена символика белого цвета в селькупских верованиях. Ключевые слова: цветообозначения, селькупский язык, лексика, семантика, тазовский диалект | 883 |