ПРЕДМЕТНЫЙ КВН КАК ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (НАПРАВЛЕНИЕ «ГЕОГРАФИЯ»)
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-2-31-38
Введение. Современное образование на разных его уровнях направлено на формирование и развитие высокоинтеллектуальной и творческой личности, обладающей значительным профессиональным потенциалом. Для достижения данной цели требуется высокая квалификация преподавателя в области преподаваемых дисциплин и владение современными методами организации образовательного взаимодействия со студентами. Цель – анализ образовательного потенциала предметного КВНа «Государство: экономико-географическое положение, свойства территории, тип экономики» в развитии профессиональных компетенций бакалавров (направление подготовки 05.03.02 География) и магистрантов (направление 05.04.02 География, программа «Цифровые технологии в географии» профиля «География в общем и профессиональном образовании»). Материал и методы. Представлены результаты опыта подготовки и проведения предметного КВНа на кафедре географии Томского государственного университета с 2013 по 2019 г. При изучении курса «Социально-экономическая география» и проведении предметного КВНа использованы интерактивные методы обучения – метод дискуссии, эвристическая беседа, мозговой штурм, практические работы, метод деловой игры. Метод анкетирования бакалавров и магистрантов-педагогов позволил определить образовательный потенциал мероприятия. Результаты и обсуждение. Выделяются этапы мероприятия, направленные на получение образовательного результата: вводный, когда студенты знакомятся с теоретическим материалом курса, выполняют практические работы и готовятся к КВНу; этап проведения предметного КВНа включает в себя представление от каждой группы результатов исследования по описанию государства, проекта создания предприятия, научно-музыкально-театрализованного представления и решение ситуационных задач. Итоговый этап включает анализ образовательных результатов, где предлагается ответить на вопросы рефлексивного характера, проводятся анкетирование студентов и анализ анкет. Заключение. Образовательный и развивающий потенциал предметного КВНа значителен и выражается в формировании профессиональных компетенций бакалавров и магистрантов указанных направлений; интенсификации процесса усвоения, понимания и творческого использования полученных знаний в решении практических задач; вовлеченности участников и их активного взаимодействия между собой в решении проблем и развитии личной рефлексии и навыков самоанализа при групповой работе; усилении мотивации к изучению дисциплины; формировании позитивного отношения к профессиональной деятельности. Достигается высокий уровень профессиональных компетенций у магистрантов как будущих учителей географии, владеющих современными образовательными технологиями и методиками для организации качественного учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях разного типа.
Ключевые слова: интерактивное обучение, предметный КВН, профессиональная подготовка учителей географии, направление «География», социально-экономическая география, основы проектной деятельности
Библиография:
1. Сайтбагина Л. А. Реализация интегративно-развивающего подхода в процессе развития исследовательской деятельности студентов магистратуры // Вестн. Томского гос. ун-та. 2019. № 442. С. 180–188.
2. Делор Ж., Аль-Муфти И., Амаги И., Карнейру Р., Фэй Чунг Ф., Геремек Б., Горем У., Корнхаузе А., Манли М., Падрон Керо М., Саване М.-А., Сингх К., Ставенаген Р., Вон Сур М., Наньчжао Ч. Образование: сокрытое сокровище. Основные положения доклада Международной комиссии по образованию для XXI века. ЮНЕСКО, 1996. 31 с. URL: https://www.ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения: 29.08.2020).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.02 «География» (уровень бакалавриата). Приказ Министерства образования и науки РФ от 07 августа 2014 г. № 955 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/050302.pdf (дата обращения: 13.08.2020).
4. Бакланов И. О., Веденеева Г. И. Роль интерактивного обучения в формировании ценностно-смыслового отношения студентов к учебному процессу // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 5 (182). С. 105–110.
5. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Модель «новой» практики студентов педагогической магистратуры // Вестн. Томского гос. ун-та. 2019. № 440. С. 175–181.
6. Гущин Ю. В. Интерактивные методы обучения в высшей школе // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 2. С. 1–18.
7. Шамис В. А. Активные методы обучения в вузе // Сибирский торгово-экономический журнал. 2011. № 14. С. 136–144.
8. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2006. 176 с. URL: https://www.academia-moscow.ru/ftp_share/_books/fragments/fragment_4660.pdf (дата обращения: 19.08.2020).
9. Гулакова М. В., Харченко Г. И. Интерактивные методы обучения в вузе как педагогическая инновация // Концепт. 2013. № 11 (ноябрь). С. 31–35. URL: http://e-koncept.ru/2013/13219.htm (дата обращения: 20.08.2020).
10. Дмитриева Е. Л., Тиняков О. А., Бурдастых Е. Н., Малышева Н. С. Применение интерактивных методов в образовательном процессе высшей школы // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 1 (29). URL: http://scientific-notes.ru/#new-number?id=34 (дата обращения: 19.08.2020).
11. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза: метод. пособие / авт.-сост. Н. Э. Касаткина, Т. К. Градусова, Т. А. Жукова, Е. А. Кагакина, О. М. Колупаева, Г. Г. Солодова, И. В. Тимонина; отв. ред. Н. Э. Касаткина. Кемерово: КРИРПО, 2011. 237 с.
12. Губанова М. И. Профессиональная деятельность преподавателя: учеб. пособие для студ., магистров, аспирантов и преподавателей / сост. М. И. Губанова, Л. А. Николаева. Томск: Изд-во ТГПУ, 2009. 88 с.
13. Чекалина М. С. КВН как интерактивный метод формирования профессиональных компетенций студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» // Вестн. педагогических инноваций. 2016. № 3 (43). С. 58–62.
14. Пономарева С. Я., Павлова Л. А., Тылюдина Е. В. Тематический КВН – в арсенал творческого предметного обучения в вузе // Вестн. Ижевской гос. сельскохозяйственной академии. 2007. № 3 (13). С. 24–26.
15. Жилина Т. Н. Использование современных интерактивных технологий в подготовке высококвалифицированных специалистов в высшей школе // Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий: сб. материалов XVII Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 140-летию ТГУ и 70-летию ТОО РГО. Томск, 2018. С. 178–180.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.02 «География» (уровень магистратуры). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 г. № 908 // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/050402.pdf (дата обращения: 13.08.2020).
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 31 — 38
Скачиваний: 518