Повесть Н. В. Гоголя «Шинель» в рецептивном сознании эпохи рубежа XX–XXI веков. Статья 1
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-4-136-145
Интерес к гоголевскому наследию в литературной ситуации XX–XXI вв. отмечен многими исследователями. Литературоведами активно вводятся в научный оборот произведения современных авторов, позволяющие поставить вопрос о месте и роли гоголевского творчества в эстетических поисках литературного процесса рубежа XX–XXI вв. Цель исследования – проанализировать принципы функционирования повести «Шинель» Н. В. Гоголя и ее системообразующего образа маленького человека в произведениях писателей рубежа XX–XXI вв. Новизна исследования заключается, во-первых, в осмыслении материала, который ранее не привлекался к анализу, во-вторых, в реконструкции видов, способов и функции рецепции «шинельного текста» в историко-литературном контексте XX–XXI вв. В качестве материала привлечены произведения современных авторов: глава «Маленький человек Тетелин» из романа В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» (1998), рассказы В. Пьецуха «Николаю Васильевичу. Демонстрация возможностей» из сборника «Плагиат» (2001) и О. Славниковой «CHANEL № 5» (2009). Точкой схождения между выбранными произведениями различной эстетической и жанровой принадлежности является их диалогическое переосмысление стилистической системы повести «Шинель», построенной на совмещении двух режимов повествования – «мимики скорби» и «мимики смеха» (Б. Эйхенбаум). Доказывается, что стилистическая организация принципов повествования повести «Шинель» оказывает моделирующее воздействие на произведения. Все три рассматриваемых автора используют прямую цитатную аллюзию на текст гоголевской повести. В. Маканиным и В. Пьецухом «шинельный сюжет» проецируется на осмысление судьбы советской интеллигенции в постсоветских социально-исторических реалиях. Писателями фиксируется и осмысляется духовная деградация и измельчание советского интеллигента как социально-антропологического типа. У О. Славниковой принципы трансформации «шинельного сюжета» связаны с размышлением об онтологической ценности и самодостаточности индивида, которые утрачиваются в ситуации размывания границ между материальным и идеальным, человеком и вещью. Обнаруживаемая и исследуемая Славниковой деформация человека мыслится как немотивированное фундаментальное свойство мира.
Ключевые слова: Н. В. Гоголь, «Шинель», маленький человек, В. Маканин, В. Пьецух, О. Славникова
Библиография:
1. Немзер А. С. Замечательное десятилетие русской литературы. М.: Захаров, 2003. С. 79–108.
2. Немзер А. C. Современный диалог с Гоголем // Новый мир. 1994. № 5. С. 208–225.
3. Черняк М. А. С Гоголем на дружеской ноге: юбилейные заметки // Знамя. 2009. № 6. URL: https://znamlit.ru/publication.php?id=3943 (дата обращения: 14.04.2023).
4. Рыбальченко Т. Л. Человек пишущий и человек живущий в повести Н. В. Гоголя «Шинель» и рассказе М. Шишкина «Урок каллиграфии» // Н. В. Гоголь и славянский мир (русская и украинская рецепция): сб. ст. Томск, 2008. Вып. 2. С. 329–340.
5. Баль В. Ю. Образ Чичикова в современной русской прозе // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 49. С. 147–168.
6. Баль В. Ю. Плюшкинский сюжет в романе О. Славниковой «Стрекоза, увеличенная до размеров собаки» // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2019. № 60. С. 104–132.
7. Рыбальченко Т. Л. Телесный дискурс как источник фантастического в рассказах Ю. Буйды: проблема гоголевского влияния // Н. В. Гоголь и славянский мир (русская и украинская рецепция): сб. ст. Томск, 2010. Вып. 3. С. 384–480.
8. Рыбальченко Т. Л. Гоголь и гоголевский художественный мир в творческом сознании В. Отрошенко // Образы Италии в русской словесности: По итогам 2-й Междунар. науч. конф. Междунар. науч.-исслед. центра «Russia – Italia» – «Россия – Италия», Томск – Новосибирск, 1–7 июня 2009. Томск, 2011. С. 269–293.
9. Симон Г. А. Глава II Соотношение добра и зла в мифологической картине мира Н. Садур (§ 2.1. Эстетика «ужасного» в репрезентации хрупкой красоты мира: «гоголевский» текст Н. Садур») // Художественная репрезентация антиномии «добро / зло» в творчестве Н. Садур: дис. … канд. филол. наук: Улан-Удэ, 2014. С. 45–66.
10. Марон А. Формы выражения авторского сознания в драматургии Николая Коляды: дис. ... д-ра филол. наук. Жешув, 2016. Гл. IV: Интертекстуальность драматургии Н. Коляды. С. 141–184.
11. Шлейникова Е. Е. «Башмачкин» О. Богаева как драматургический римейк // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 8, № 27. С. 97–102.
12. Ципуштанова М. А. Гоголевский текст в творческой рецепции Николая Коляды (пьеса «Старосветская любовь») // Вестник Удмуртского университета. 2012. Вып. 4. С. 43–45.
13. Баль В. Ю. Гоголевский текст в пьесах Н. Коляды (на материале поэмы «Мертвые души» и комедии «Ревизор») // Сибирский филологический журнал. 2020. № 4. С. 133‒147.
14. Меладшина Ю. В. Гоголевский текст в романе В. А. Шарова «Возвращение в Египет: Выбранные места из переписки Николая Васильевича Гоголя (второго)»: дис. канд. … филол. наук. Пермь, 2019. 228 с.
15. Баль В. Ю. Терпение и нетерпение в русском мессианстве (роман В. Шарова «Возвращение в Египет») // Русская литература в ХХ веке: имена, проблемы, культурный диалог. Вып. 11: Терпение: художественная интерпретация и творческая практика в русской литературе ХХ века. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2021. С. 90–110.
16. Баль В. Ю. Литературная репутация Гоголя: между двух канонов (на материале 200-летнего юбилея писателя в 2009 году). Статья 1 // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2020. № 68. С. 213‒242.
17. Баль В. Ю. Литературная репутация Гоголя: между двух канонов (на материале 200-летнего юбилея писателя в 2009 г.). Статья 2 // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2021. № 70. С. 184‒198.
18. Теория литературы: учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений: в 2 т. / под ред. Н. Д. Тамарченко. Т. 1: Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа, С. Н. Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М.: Академия, 2004. 512 с.
19. Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя // О прозе: сборник статей. Л.: Художественная литература, 1969. С. 306–326.
20. Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2001. 608 с.
21. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950–1990-е годы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 т. Т. 2: 1968–1990. М.: Академия, 2003. 688 с.
22. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб., 2004. 704 с.
23. Бочаров С. Г. О стиле Гоголя // Типология стилевого развития нового времени: Классический стиль. Соотношение гармонии и дисгармонии в стиле. М.: Наука, 1976. С. 409–445.
24. Манн Ю. В. Карнавал и его окрестности // Творчество Гоголя: смысл и форма. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2007. С. 656–682.
25. Рыбальченко Т. Л. Ситуация отказа от писательства в романах М. Булгакова, Б. Пастернака, В. Маканина // Вестник Томского государственного университета. 2003. № 277. С. 133–143.
26. Абашева М. П. Литература в поисках лица (русская проза в конце XX века: становление авторской идентичности). Пермь: Изд-во Пермского университета, 2001. 320 с.
27. Маканин В. Андеграунд, или Герой нашего времени. М.: ВАГРИУС, 1999. 557 с.
28. Малькова А. В. Ситуация говорения в романе В. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» // Сибирский филологический журнал. 2017. № 3. С. 104–116.
29. Пьецух В. А. Николаю Васильевичу. Демонстрация возможностей // Плагиат. Повести и рассказы. М.: Глобулус, Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. С. 66–78.
30. Гоголь и современный мир. URL: http://slovari21.ru/news/264 (дата обращения: 16.03.2024).
31. Ольга Славникова: «Ген Толстого есть у каждого русского романиста». URL: https://lit-ra.info/intervyu/olga-slavnikova-gentolstogo-est-u-kazhdogo-russkogo-romanista/ (дата обращения: 16.03.2024).
32. Карасев Л. В. Вещество литературы. М.: Языки славянской культуры, 2001. 400 с.
33. Славникова О. Chanel № 5. URL: https://puhanov.livejournal.com/89130.html (дата обращения: 16.03.2024).
Выпуск: 4, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Страницы: 136 — 145
Скачиваний: 190