Формирование рабочей учебной программы дисциплины бакалавриата с учетом требований «Ядра высшего педагогического образования»
DOI: 10.23951/1609-624X-2024-2-25-33
Проводится анализ положительных и отрицательных изменений, которые система высшего педагогического образования в России накопила с момента присоединения к Болонской системе высшего образования. Перечислены основные проблемы, с которыми столкнулась система высшего образования в связи с принятием европейских норм законодательного регулирования. Дано обоснование необходимости учета методических рекомендаций по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию. Определена сущность и содержательная характеристика требований «Ядра высшего педагогического образования» при формировании программ дисциплин на уровне двухпрофильного педагогического бакалавриата. Основная цель исследования заключается в разработке и представлении модельной рабочей учебной программы дисциплины «Иностранный язык» для студентов первого и второго курсов двухпрофильного педагогического бакалавриата с учетом требований «Ядра высшего педагогического образования». Образовательная программа составлена на основе единых подходов к структуре и содержанию предлагаемых Министерством просвещения РФ базовыми темами для изучения, соотнесенными со средствами оценивания. Предлагаемая программа включает в себя тематический план, соотносимое с ними лексическое содержание, изучаемую грамматику, а также соответствующие целям и задачам оценочные средства. Для каждого раздела определены аспекты рассмотрения темы и проблемы для обсуждения, а также типичные ситуации для устного и письменного речевого общения. Рекомендуемая рабочая учебная программа может быть внедрена во всех педагогических вузах России, обучающих студентов-бакалавров по двух профилям подготовки, так как полностью соответствует требованиям «Ядра высшего педагогического образования». Программа может быть дополнена и расширена за счет увеличения зачетных единиц в рамках допустимых академических свобод вуза.
Ключевые слова: ядро высшего педагогического образования, рабочая учебная программа дисциплины, иностранный язык
Библиография:
1. Ащеулов В. А., Обиденко В. И. Эволюция государственных образовательных стандартов высшего образования // Актуальные вопросы образования. 2018. № 1. С. 28–33. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35423533 (дата обращения: 15.01.2023).
2. Ситуация вокруг выхода России из Болонской системы // Информационное агентство ТАСС. 24.05.2022. URL: https://tass.ru/obschestvo/14716621 (дата обращения: 19.12.2022).
3. Горылев А. И. Нормативно-правовое регулирование участия российских вузов в Болонском процессе // Вестник ННГУ. 2009. № 6-1. С. 37–44. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovoe-regulirovanie-uchastiya-rossiyskih-vuzov-vbolonskom-protsesse (дата обращения: 27.12.2022).
4. Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70565 (дата обращения: 23.02.2023).
5. Белоцерковский А. В. Российское высшее образование: о вызовах и рисках // Высшее образование в России. 2012. № 7. С. 3–9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17842843 (дата обращения: 10.01.2023).
6. Соснин Н. В. О структуре содержания обучения в компетентностной модели // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 20–23. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18486751 (дата обращения: 18.01.2023).
7. Гуслякова Е. В., Демчук А. Л., Телешова И. Г. Вхождение системы высшего образования Российской Федерации в Европейское пространство высшего образования: проблемы и задачи // Высшее образование в России. 2014. № 10. С. 5–10. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22536463 (дата обращения: 27.01.2023).
8. Crowley-Vigneau A. Baykov A. A., Kalyuzhnova Ye. Implementation of International Norms in Russia: The Case of Higher Education // Higher Education in Russia. 2020. Vol. 29, № 8–9. P. 39–54. doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-39-54
9. Путь к ядру: Классический университет и педагогический вуз: точки соприкосновения // Учительская газета. 22 марта 2022. № 12. URL: https://ug.ru/put-k-yadru/ (дата обращения: 07.01.2023).
10. Воронин Д. М., Воронина Е. Г., Коротков О. В. Разработка образовательной программы согласно формированию «Ядра высшего педагогического образования» и унификации образовательных программ высшего педагогического образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 72-4. С. 68–70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-obrazovatelnoy-programmy-soglasno-formirovaniyu-yadra-vysshego-pedagogicheskogoobrazovaniya-i-unifikatsii (дата обращения: 03.01.2023).
11. Волкова Е. В. Основные принципы разработки «Ядра высшего педагогического образования» // Внедрение «Ядра высшего педагогического образования» в условиях повышения требований к качеству подготовки современного учителя: материалы XLVIII науч.-метод. конф. проф.-препод. состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула: Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого. 2022. С. 43–44. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49780911_75383431.pdf (дата обращения: 26.12.2022).
12. Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 № АЗ-1100/08 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию («Ядро высшего педагогического образования»)»). URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_409505/ (дата обращения: 08.01.2023).
13. Вахорина М. В. Ядро высшего педагогического образования: особенности внедрения при подготовке учителей с двумя профилями подготовки // Внедрение «Ядра высшего педагогического образования» в условиях повышения требований к качеству подготовки современного учителя: материалы XLVIII науч.-метод. конф. проф.-препод. состава, аспирантов, магистрантов, соискателей ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула: Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого. 2022. С. 38–40. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49780911_75383431.pdf (дата обращения: 14.12.2022).
14. Трубина Л. А., Ерохина Е. Л. Содержание и новые формы организации предметно-методической подготовки в условиях внедрения «Ядра педагогического образования» // Наука и школа. 2022. № 4. С. 33–34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-i-novye-formy-organizatsii-predmetno-metodicheskoy-podgotovki-v-usloviyah-vnedreniyayadra-pedagogicheskogo (дата обращения: 28.12.2022).
15. Столярова И. В. О разработке образовательных программ педагогического бакалавриата в условиях реализации проекта «Ядро высшего педагогического образования» // Математика и проблемы образования: материалы 41-го Междунар. науч. семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. Киров: ВятГУ: ООО «Веси», 2022. С. 151–153. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_49514664_92366921.pdf (дата обращения: 08.01.2023).
16. Сиренко Ю. С. Внедрение «Ядра высшего педагогического образования» в перспективах управления, преподавания и методической работы // Наука и школа. 2022. № 4. С. 45–50. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-yadravysshego-pedagogicheskogo-obrazovaniya-v-perspektivah-upravleniya-prepodavaniya-i-metodicheskoy-raboty (дата обращения: 03.01.2023).
Выпуск: 2, 2024
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА
Страницы: 25 — 33
Скачиваний: 273