Формирование у учителя ценностных ориентаций на саморазвитие и самоорганизацию в условиях цифровизации образования
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-2-111-119
В условиях динамично развивающейся высокотехнологичной цифровой образовательной среды творческая педагогическая деятельность предполагает непрерывное профессиональное развитие учителя. Основой профессионального развития является саморазвитие. Цифровая образовательная среда имеет широкие возможности для саморазвития и самоорганизации педагога. В процессе саморазвития учитель актуализирует теоретические знания и приобретает новый практический опыт. Это позволяет ему рационально выбирать средства для педагогических действий, эффективно, технологично, валеологично осуществлять педагогическую деятельность. Следовательно, существует необходимость формирования у учителя ценностных ориентаций на саморазвитие и самоопределение. Цель исследования состоит в научном обосновании возможности использования ресурсов цифровой образовательной среды для развития у педагогов ценностных ориентаций на непрерывное саморазвитие и самоорганизацию. Методы исследования основаны на характеристике педагогической деятельности как творческого процесса, анализе результативности педагогической деятельности в характеристиках деятельности с позиций праксиологического подхода, установлении причинно-следственных связей между выбором средств выполнения педагогических действий и результатами педагогического процесса, использовании рефлексивной самооценки для формирования ценностных ориентаций на саморазвитие и самоопределение в условиях цифровизации образования. В результате сформированные у учителя ценностные ориентации на непрерывное саморазвитие и самоорганизацию будут способствовать творческой самореализации и повышению качества и осознанности педагогического труда. На основе рефлексивной самооценки учитель сможет определять возникающие у него дефициты при реализации трудовых функций и находить способы их устранения. Сделан вывод, что формирование у учителя ценностных ориентаций на саморазвитие и самоорганизацию является важной задачей педагогического образования. При этом в полной мере может быть использован потенциал цифровой образовательной среды. Теоретическая значимость полученных результатов исследования определяется выстроенной моделью процесса творческого решения учителем познавательной задачи в ходе педагогической деятельности в цифровой образовательной среде на основе праксиологического подхода. Практическую значимость представляет выявленный спектр возможностей цифровой образовательной среды для саморазвития и самоорганизации учителя в цифровой образовательной среде.
Ключевые слова: профессиональное развитие, педагогическое творчество, ценностные ориентации, цифровизация образования
Библиография:
1. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. М.: Академия, 2013. 576 с.
2. Сериков В. В. Станет ли педагогика наукой? Размышления о методологии В. В. Краевского // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 5 (32). С. 15–27.
3. Ибрагимова М. Э. От воображения к воплощению: модель организации творческой деятельности в свете идей Л. С. Выготского // Филологический класс. 2017. № 1 (47). С. 29–33.
4. Теплов Б. М. Психология. М., 1954. 256 с.
5. Журавлев А. Л., Галкина Т. В. Развитие научных представлений Я. А. Пономарева в области психологии группового творчества // Ярославский педагогический вестник, 2018. № 5. С. 235–242. DOI: 10.24411/1813-145X-2018-10172
6. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 302 с.
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. 688 с.
8. Коршунова О. В., Ракипова М. Ш. Оценивание образовательных достижений студентов вузов в контексте праксеологического подхода // Перспективы науки и образования, 2020. № 1 (43). С. 24–38.
9. Любогор О. В. Праксеологический подход к анализу результативности педагогической деятельности // The Emissia. Offline Letters, 2011. Т. 2. С. 17.
10. Марон А. Е., Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Педагогическая праксеология: структура знания и модели реализации в профессиональном обучении // Человек и образование, 2012. № 2. С. 27–31.
11. Воитлева Н. А. Ученые о сущности педагогического творчества // Перспективы науки и образования, 2014. № 3 (9). С. 48–52.
12. Вергелес Г. И. Развитие общих творческих способностей как проблема педагогической психологии // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2009. № 100. С. 7–18.
13. Жупник О. Н. Понятие «ценностные ориентации»: к проблеме определения // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология, 2017. Т. 3 (69), № 2. С. 3–11.
14. Евдокимова Т. Г. Теоретико-методологические основания изучения ценностных ориентаций // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2018. № 1 (11). С. 65–75. DOI: 10.28995/2073-6401-2018-1-65-75
15. Белолуцкая А. К., Криштофик И. С., Мкртчян В. А. Особенности рефлексии педагогов: связь с личностными и профессиональными ценностными ориентациями // Образование и наука, 2022. № 24 (7). С. 160–190.
16. Серафимович И. В., Беляева О. А. Ценностные ориентации различных групп участников образовательных отношений: социально-психологический аспект // Интеграция образования. 2019. Т. 23, № 2. С. 232–246. DOI: 10.15507/1991-9468.095.023.201902.232-246
17. Данилов С. В., Шустова Л. П., Симонова Г. И., Печенкина Е. Н. Развитие ценностных ориентаций молодых педагогов как предиктора профессиональной деятельности // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 573–589.
18. Шустова И. Ю. Значение рефлексии в профессиональной воспитательной деятельности педагога // Отечественная и зарубежная педагогика, 2016. № 1 (28). С. 61–68.
19. Колесникова И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология. М.: Академия, 2005. 256 с.
20. Девятловский Д. Н. Праксиологическая культура обучающихся вуза: сущность и содержание // Перспективы науки. 2018. № 8 (107). С. 71–73.
21. Марон А. Е. Монахова Л. Ю., Федотова В. С. Педагогическая праксиология: структура знания и модели реализации в профессиональном обучении // Человек и образование. 2012. № 2 (31). С. 27–31.
22. Adzhemov A. S., Manonina I. V., Shestakov V. V. Using Self-paced Multimedia Courses to Create Individual Student Trajectories // Lecture Notes in Business Information Processing, 2022. № 457. P. 100–109.
23. Warsi L. Q., Khurshid K. The Role of Self-Assessment in English Language Teachers’ Professional Development in Pakistan // Education Research International. 2022. P. 1–13.
Выпуск: 2, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 111 — 119
Скачиваний: 419