Условия формирования языковой среды в высших учебных заведениях с целью межкультурного и профессионального развития студентов нелингвистических направлений подготовки
DOI: 10.23951/1609-624X-2023-2-70-76
Цель статьи – рассмотреть ключевые тенденции и трансформации, происходящие в настоящий период в обществе, влияние цифровизации на концепцию современного образования, которую диктует современная ре альность в условиях сегодняшнего социокультурного контекста. В статье была предпринята попытка исследо вать условия для формирования и развития новой инфраструктуры в рамках мультикультурной образователь ной среды; как эта образовательная среда реагирует на вновь возникающие вызовы и проблемы и что застав ляет нас переосмыслить парадигму существующей образовательной языковой среды в вузе. Из этого следует, что концепция создания новой благоприятной межкультурной образовательной среды имеет важное значение для современных вузов, особенно в многоязычной и мультикультурной среде университета. Данная концепция определяет основные направления технологических и организационных изменений в образовании в рамках современного вуза путем поиска новых механизмов, методов, алгоритмов управления образовательным про цессом при обучении иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки с усиленной про фессиональной компонентой. Главной задачей для поиска механизмов с целью управления процессом обуче ния иностранному языку в современном вузе является их последующее преобразование и, как результат, фор мирование и развитие новой особой языковой среды, которая может быть сформирована при специально со зданных условиях с целью повышения эффективности, надежности и качества профессионального образова ния. Кроме того, формирование языковой среды в контексте вуза в процессе обучения профессиональному иностранному языку студентов-нелингвистов на новой основе позволяет изменить логику процессов обучения и перейти к новым формам обучения, в том числе онлайн-обучению, основанным на внедрении цифровых тех нологий с учетом личностно-профессионального развития и междисциплинарных особенностей. В статье ав торы предлагают рассмотреть условия развития благоприятной образовательной среды в рамках концепции «Большой университет», где ключевым элементом является лингводидактическая городская среда с активной языковой практикой. Есть предположение, что цифровая трансформация, происходящая в образовании в рам ках изменения философии иноязычного обучения, позволит так или иначе повысить профессиональную со ставляющую у обучаемых, включая их навыки и умения, за счет доступности, а именно путем использования профессионального межличностного общения в рамках иноязычной городской среды. В статье приводится ряд примеров успешных проектов, позволяющих привлекать как отечественных специалистов, включая теку щий профессорско-преподавательский состав, так и иностранных экспертов и обучающихся бакалавриата, ма гистратуры, аспирантуры.
Ключевые слова: языковая среда, образовательная среда, «Большой университет», межкультурная среда, профессиональное развитие студентов
Библиография:
1. Crichton S., Carter D. Taking Making into the Schools: An Immersive Professional De-velopment Approach // Handbook of Research on Teacher Education in the Digital Age. Hershey PA: Information Science Reference. 2015. Р. 412–438. https://doi.org/10.4018/978-1-4666-8403-4.ch016
2. Macintyre L., Crichton S. Innovation’s Renewing Potential: Seeing and Acting Mindfully Within the Fecundity of Educative Experiences // Education & Culture. 2015. Vol. 31 (2). Р. 27. https://doi.org/10.1353/eac.2015.0010
3. Petrova G., Medvedeva L., Nadezhdina E. The distance education better meets the idea of lifelong learning education, self-conducted education in modern society // Proceedings of the Middle-Term Conference RC04 Sociology of Education International Sociological Association (ISA). p. RUDN University. Moscow, 2019. Р. 599–606. https://doi.org/10.22363/09669-2019-599-606
4. Томские университеты будут «укреплять друг друга» в рамках государственной программы «Приоритет 2030». URL: https://www.riatomsk.ru/article/20210330/vuzi-tomska-gosprogramma-prioritet-2030 (дата обращения: 03.01.2021).
5. Wulandari W., Noor A. Foreign Language Learning, Environment, and their Influence on Moslem Teenage Learners’ Identity // The 5th International Conference on Energy, Environ-mental and Information System (ICENIS 2020). 2020. Vol. 202. https://doi.org/10.1051/e3sconf/202020207043
6. Бодалев А. А., Васина Н. В. Акмеология: Настоящий человек. Каков он и как им становятся. СПб.: Речь, 2010. 224 с.
7. Деркач А. А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала: учеб. пособие. М.: РАГС, 2000.
8. Obdalova O. Content-Based EFL Teaching to Undergraduate Science Students: A Dis-course Perspective // Examining Content and Language Integrated Learning (CLIL) Theories and Practices. IGI Global. 2020. Р. 208–225. https://doi.org/10.4018/978-1-7998-3266-9.ch012
9. Sağlam G., Sali P. The Essentials of the Foreign Language Learning Environ-ment: Through the Eyes of the Pre-service EFL Teachers // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. № 93. Р. 1121–1125. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.09.342
10. Hanifah U., Rakhmawati I. The Prominence of Creating Language Environment in Devel-oping Arabic and English Speaking Skills in Islamic Universities. Proceedings of the Inter-national Conference on English Language Teaching (ICONELT 2019) // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2020. Vol. 434. Р. 271–273. https://doi.org/10.2991/assehr.k.200427.054 (accessed 26.12.2021).
11. Obdalova O., Minakova L., Soboleva A. Developing academic skills via Greek and Latin vocabulary teaching. Lecture Notes in Networks and Systems // Proceedings Intergrating Engineering Education and Humanities for Global Perspectives, Springer Nature, Switzer-land, 25–27 March 2020, St. Petersburg, Russia. 2020. Vol. 131. Р. 376–386. https://doi.org/10.1007/978-3-030-47415-7
12. Юкико И. B. «Международный бакалавриат» в Японии и Азии // Международное высшее образование. 2019. № 96. С. 25–27.
13. Global Education Monitoring Report 2016, Education for People and the Planet, Creating Sustainable Futures for All. Homepage. URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0024/002457/245752e.pdf (дата обращения: 26.12.2021).
14. Shulgina E., Savitskaya I., Mitchell P. Academic conferences as a tool for language skills development in non-language majoring university students // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2019. № 907. Р. 224–236. https://doi.org/10.1007/978-3-030-11473-2_25
15. Синьянь Л. Государственная политика и роль английского языка в высшем образовании // Международное высшее образование. 2019. № 96. С. 20–22.
16. Martin Heidegger. Sein Und Zeit: Gesamtausgabe: 1 Abteilung: Veroffentlichte Schriften 1914–1970. German Edition. Band 2. Verlag Vittorio Klosterman, 2018.
Выпуск: 2, 2023
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ
Страницы: 70 — 76
Скачиваний: 471