МЕТОД АЛГОРИТМА В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2022-6-80-87
Введение. Обучение русскому языку в средней школе, развитие речи и формирование орфографических и пунктуационных навыков – важная задача, которая сопряжена с рядом трудностей. Эффективному изучению русского языка в общеобразовательной школе зачастую препятствуют такие факторы, как плохая усидчивость, отсутствие интереса к предмету, билингвизм и другое. Метод алгоритмизированного представления правил русской орфографии и пунктуации способствует наилучшему усвоению учебного материала и позволяет повысить качество обучения русскому языку школьников среднего и старшего звена. Цель − обоснование эффективности метода алгоритма в обучении русскому языку детей общеобразовательных средних школ, рассмотрение примерных моделей обучающих алгоритмов. Материал и методы. В работе применялись теоретические методы (моделирование, анализ, синтез); эмпирические методы (наблюдение, сравнение, эксперимент). Результаты и обсуждение. Простое заучивание правил не всегда приводит к повышению грамотности учащихся. Метод алгоритма предусматривает совместное с учениками составление алгоритмизированных схем различных видов, которые иллюстрируют изучаемое правило, позволяют пошагово отработать механизм рассуждения при выполнении орфографических и пунктуационных заданий. Такой подход способствует достижению высокого качества знаний путем систематической отработки практических навыков с помощью схем, адаптируемых под потребности каждого ребенка. Обучающий алгоритм может иметь разные виды: от четко сформулированной схемы (похожей на математический пример) до красочной иллюстрации, которая будет понятна детям с творческими способностями. Заключение. Метод алгоритма применяют для изучения практически любого правила русской орфографии и пунктуации. В созданной совместно с учащимися схеме должно быть отведено место для исключений и для примеров, которые ребенок впишет самостоятельно. При создании обучающей схемы школьник является активным соавтором. Схема никогда не является замкнутой системой. Она дорабатывается и совершенствуется в процессе практической деятельности учащихся. У детей из одного класса схемы могут быть совершенно различны, так как усовершенствованы и доработаны самостоятельно под руководством учителя.
Ключевые слова: методика, алгоритм, обучение, русский язык, интерактивность, средняя школа
Библиография:
1. Калина В. Г. Проблемы преподавания русского языка и литературы в школе // Наука и образование сегодня. 2017. Т. 2, № 6 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-prepodavaniya-russkogo-yazyka-i-literatury-v-shkole/viewer (дата обращения: 05.03.2022).
2. Yelenevskaya M., Protassova E. Teaching languages in multicultural surroundings: new tendencies // Russian journal of linguistics. Vol. 25, № 2. 2021. С. 558.
3. Гараева Л. Интерактивные технологии обучения русскому языку // Вести научных достижений. 2018. № 2. С. 16–18.
4. Розенталь Д. Э. Русский язык в упражнениях. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: АСТ, 2013. 656 с.
5. Шаропова Н. Б. Интерактивные приемы при обучении русскому языку // European science. 2020. № 2 (51). Part II. P. 77–78.
6. Янеева Л. Г. Особенности обучения русскому языку детей-билингвов // The Newman in Foreign Policy. № 52 (96), январь – февраль 2020. С. 39–41.
7. Tolipova D. G. The Russian methodology (the example of the Russian language) // Проблемы педагогики. 2020. № 1 (46). С. 33–35.
8. Kurganova R. N. On the communicative principle teaching Russian language // Наука и образование сегодня. 2019. № 11 (46). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/on-the-communicative-principle-teaching-russian-language (дата обращения: 29.09.2022).
9. Юнусова Л. К. Использование диалогового обучения на уроках русского языка // Евразийский союз ученых (ЕСУ). 2020. № 1 (70). С. 46–48.
10. Зенин В. В. О значении воспитания в современной российской школе (на примере преподавания русского языка) // Педагогика и психология образования. 2019. № 1. С. 50–58.
11. Зайдман И. Н. Психолого-педагогический аспект обучения русскому языку в школе // Мир науки, культуры, образования. Новосибирск. 2013. № 3 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskiy-aspekt-obucheniya-russkomu-yazyku-v-shkole/viewer (дата обращения: 29.09.2022).
12. Первова Г. М., Маслова М.В., Павлинова И.А. Актуальные подходы к изучению русского языка в школе // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 22, № 2 (166). URL: http://journals.tsutmb.ru/go/1810-0201/2017/2/5-14/ (дата обращения: 02.05.2022). DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-2(166)-5-14
13. Titarenko E. Y. Russian Language in multicultural region // Коммуникативные исследования. 2018. № 4 (18). С. 35–43.
14. Шаропова С. Ж., Камолова Н. Б. Особенности использования наглядных пособий на уроках русского языка в школе // Вестник магистратуры. 2020. № 2-6 (101). C. 141–142. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-naglyadnyh-posobiy-na-urokah-russkogo-yazyka-v-shkole/viewer 1 (дата обращения: 29.09.2022)
Выпуск: 6, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ
Страницы: 80 — 87
Скачиваний: 406