ЛЕРМОНТОВСКИЕ МОТИВЫ В ПОВЕСТИ «ДАЧА НА ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГЕ» М. ЖУКОВОЙ
DOI: 10.23951/1609-624X-2022-6-17-25
Введение. В настоящее время исследователей привлекает творчество авторов так называемого второго ряда, чьи литературные творения оказались незаслуженно забыты. Важным является то, какую роль сыграли эти произведения в литературном процессе своего времени. Материал и методы. Материалом исследования стали повесть М. С. Жуковой «Дача на Петергофской дороге» и глава «Княжна Мери» из романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, а также литературный и в целом культурный контекст XIX в. Методы исследования ‒ научное описание, контекстуальный анализ, сравнительный анализ текстов разных авторов с целью установления интертекстуальных перекличек, филологический анализ текста с акцентом на выявлении идиостилевых особенностей авторов, привлечение элементов дискурсивного анализа. Результаты и обсуждение. Сюжетный и текстовый анализ «женской» прозы показал не только перекличку главных образов и сюжетных мотивов повести М. С. Жуковой с предшествующими литературными произведениями, но и своеобразие подачи материала, а также особенности авторского идиостиля и идиолексикона. В условиях зарождающегося движения за права женщин писательница попыталась вынести на обсуждение общественности вопросы семьи и брака, роли женщины в обществе. Не имея возможности прямо поднять эти темы, автор-женщина для выражения собственной позиции использует определенные стилистические приемы (курсив, многоточие, вопросительные, восклицательные знаки), внутрисюжетные авторские отступления. Очень часто М. Жукова применяет скрытые цитаты и реминисценции на произведения известных авторов (А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова). Главные герои в произведениях Жуковой обретают иную смысловую нагрузку. Созданный писательницей мужской образ, имея внешние черты классического героя-любовника (бывший гусар, князь, гвардеец), оказывается грансеньором, т. е. человеком, только создающим видимость джентльмена. М. Жукова показывает также другой взгляд на брак по расчету, когда циничная и волевая наследница богатого состояния сама устраивает семейный союз-сделку с князем. Отголоском романтической литературы является образ провинциалки Зои, чье безумие выступает показателем нежизнеспособности героини в современном мире. Заключение. Таким образом, сюжетная линия в творчестве писательницы становится более сложной, литературный замысел сливается с жизнью, а второстепенные персонажи имеют не только связующую функцию, получив свое дальнейшее развитие в последующих произведениях писателей-реалистов.
Ключевые слова: гендерные исследования, «женская» литература, М. Ю. Лермонтов, беллетристика XIX в.
Библиография:
1. Danilova Y. Y., Ivygina A. A. Girl-cavalryman Russian phenomenon: Gender aspect // The Social Sciences (Pakistan). 2015. Vol. 10, № 6. P. 937–945.
2. Исаева Н. С. «Женская литература» и проблема канонизации в научном пространстве феминистской критики // European Journal of Humanities and Social Sciences. 2017. № 6. С. 113–119.
3. Шабанова А. М. Женская литература – нейтральный текст или продукт специфичного женского письма? Попытки гендерного осмысления культурно ангажированных понятий // European Social Science Journal. 2013. № 12-2 (39). С. 197–204.
4. Савкина И. Провинциалки русской литературы (женская проза 30–40-х годов XIX века). Wilhelmhorst, 1998. 223 с.
5. Andrew J. Mariia Semenovna Zhukova 1804–1855 // Russian Literature. Chicago, 1998. P. 916–917.
6. Kelly C. Mariya Zhukova // A History of Russian Women’s Writing 1820–1992. Oxford: Clarendon Press, 1994. P. 79–91.
7. Жукова М. С. Дача на Петергофской дороге // Дача на Петергофской дороге. Проза русских писательниц первой половины XIX века. М.,1986. С. 225–326.
8. Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени. URL: https://ilibrary.ru/text/12/index.html (дата обращения: 21.06.2022).
9. Афанасьева Ю. Ю. Проза М. С. Жуковой: женский мир и женское мировидение в русской литературе второй трети XIX века: дис. … канд. филол. наук. Томск, 2006. 215 c.
10. Москаленко Т. В. Элегический код и мифологема женщина-цветок в повести «Княжна Мери» («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова) // Пятый этаж: сб. науч. ст. молодых ученых. Барнаул, 2015. С. 167–170.
11. Пушкарева Н. Л. Феномен «женского чтения» и задачи исследования текстов, написанных женщинами // Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные походы. Иваново, 2000. С. 17–21.
12. Кайда Л. Г. Стилистика текста: от теории композиции – к декодированию. М., 2004. 206 с.
13. Афанасьева Э. М. Образ читателя и феномен чтения в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2006. № 41. С. 35–45.
14. Николаичева С. С. Графические особенности повести «Княжна Мери» (по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени») // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2009. № 6-2. С. 75–78.
15. Пушкин А. С. Евгений Онегин // Полн. собр. соч.: в 19 т. М., 1999. Т. 6. С. 5–191.
Выпуск: 6, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ ЛИНГВИСТИКА
Страницы: 17 — 25
Скачиваний: 360