МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА
DOI: 10.23951/1609-624X-2022-5-47-57
Введение. В связи с тем что современный мир меняется практически молниеносно, многие исследователи, сопоставляя формируемые в учебных заведениях компетенции и необходимые позже на практике, видя увеличивающийся между ними разрыв, пытаются заранее спрогнозировать профессии и соответствующие им компетенции будущего. Список компетенций модифицируется, уточняется и дополняется постоянно. Для формирования и развития компетенций возможно адаптировать образовательный процесс к нуждам и запросам каждого обучающегося посредством совершенствования существующей информационной системы сопровождения образовательного процесса. Цель – выявление особенностей информационной системы сопровождения образовательного процесса вуза, направленной на формирование у студентов компетенций будущего. Материалы и методы. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературы, сравнительно-сопоставительный анализ существующих систем E-Learning (Moodle, WebTutor, Sakai, IBM, Competentum, Прометей, Mirapolis), моделирование, обобщение и конкретизация); эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, анализ продуктов учебной деятельности студентов); математические методы обработки результатов опытно-экспериментальной работы. Исследование проводилось в 2019–2021 учебном году на базе Тюменского государственного университета. В опытно-экспериментальной работе приняли участие студенты из Института социально-гуманитарных наук, Института государства и права, Института психологии и педагогики, обучающиеся по индивидуальным образовательным траекториям. Результаты и обсуждение. Результатом работы стало определение основных требований к информационной системе сопровождения образовательного процесса: возможность изучения дисциплин по нескольким уровням освоения, что принципиально для реализации концепции индивидуальных образовательных технологий; наполнение системы целостным образовательным контентом, учитывающим междисциплинарные связи и логическую последовательность подачи материала, его практическую направленность; широкий набор механизмов (индикаторов), определяющих качество усвоения образовательного материала и динамику формирования компетенций, на основе импульсной (клиповой, фрагментированной) передачи знаний; присутствие постоянной максимально информативной обратной связи, позволяющей преподавателю оперативно реагировать на процесс и результаты работы студентов путем изменения способов подачи материала и его содержания; возможность коммуникации между всеми участниками образовательного процесса; повышение мотивации и вовлеченности студентов за счет обеспечения комплексного механизма погружения в образовательный процесс с использованием элементов геймификации, активации рефлексивных процессов, социального взаимодействия, пересечения с «живой практикой». Заключение. Проведенная работа позволила выявить некоторые пути развития потенциала действующих информационных систем сопровождения образовательного процесса вуза для построения индивидуальных образовательных траекторий студентов и формирования «компетенций будущего».
Ключевые слова: информационная система сопровождения, цифровые образовательные технологии, образование будущего, компетенции будущего, индивидуальные образовательные траектории, моделирование, E-Learning, человеческий капитал
Библиография:
1. Атлас новых профессий // Сколковo. Москва. 2014. URL: http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC_Atlas.pdf (дата обращения: 06.07.2021).
2. World Economic Forum. System Initiatives. URL: https://www.weforum.org/ (дата обращения: 06.07.2021).
3. Мартынова М. Д. Современные требования к модели компетенций выпускников вузов: Soft skills – психолого-педагогические основания и ценностный потенциал // Primo aspectu. 2019. № 4 (36). С. 107–112. URL: http://www.vstu.ru/uploadiblok/files/primo-aspectu/primo_aspectu_no_4%20(35)%20-%202018.pdf (дата обращения: 06.07.2021).
4. Гизатуллина А. В., Шатунова О. В. Надпрофессиональные навыки учителей: содержание и востребованность // Высшее образование сегодня. 2019. № 5. С. 14–21. DOI: 10.25586/RNU.HET.19.05.P.14
5. Шилова С. А. Использование интерактивных технологий для формирования компетенции командной работы в условиях преподавания иностранного языка в высшей школе // Известия Саратовского ун-та. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2018. Т. 18. Вып. 1. С. 106–110. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2018-18-1-106-110
6. Архипова Т. Г. Компетентностный подход к подготовке современного специалиста государственной и муниципальной службы в условиях цифровой экономики // Primo aspectu. 2018. № 4 (36). С. 113–116. URL: http://www.vstu.ru/uploadiblok/files/primo-aspectu/primo_aspectu_no_4%20(35)%20-%202018.pdf (дата обращения: 06.07.2021).
7. Чекалина Т. А. Создание электронных образовательных ресурсов в профессиональных образовательных организациях // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. № 3 (15). С. 66–69. URL:http://www.prof-obr42.ru/Archives/3(15)2014.pdf (дата обращения: 06.07.2021).
8. Бутко Е. Я. Информационная поддержка образовательных технологий // Перспективы науки и образования. 2017. № 4 (28). С. 53–57. URL: https: /pnojournal.files.wordpress.com/2017/07/pdf_170410.pdf (дата обращения: 06.07.2021).
9. Белякова Е. Г., Захарова И. Г. Взаимодействие студентов вуза с образовательным контентом в условиях информационной образовательной среды // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 3. С. 77–105. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-3-77-105 (дата обращения: 06.07.2021).
10. Ксенофонтова А. Н., Леденева А. В. Концепция проектирования персональной образовательной среды // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2016. № 8 (196). C. 27–32 URL: http://vestnik.osu.ru/2016_8/5.pdf (дата обращения 06.07.2021).
11. Белоглазов А. А., Белоглазова Л. Б. Использование массовых открытых онлайн-курсов как способ повышения качества преподавания в сфере информационных технологий // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2018. Т. 15, № 2. С. 206–214. URL: http://journals.rudn.ru/informatization-education/article/view/19152 (дата обращения: 06.07.2021).
12. Yanxia Pang, Yuanyuan Jin, Wenyan Liu, Hongwei Peng, Tian Xia, Yonghe Wu. Adaptive recommendation for MOOC with collaborative filtering and time series // Computer Applications in Engineering Education. 2018. Vol. 26, Issue 6. P. 2071–2083. DOI: 10.1002 / cae.21995
13. Кондратенко А. Б., Кондратенко Б. А. Обоснования персонализации обучения студентов в информационном обществе // Вестник Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология 2016. № 3. С. 83–89. URL: https://journals.kantiana.ru/vestnik/3328/9429/ (дата обращения: 06.07.2021).
14. Korp H., Sjoberg L. Individual Development Plans in the Swedish Comprehensive School: Supporting High Quality Learning and Equity, or Rote Learning and Social Reproduction? // Scandinavian Journal of Educational Research. 2019. Vol. 63, Issue 2. P. 229–244. DOI: https://doi.org/full/10.1080/00313831.2017.1336478
15. Концепция развития непрерывного образования взрослых в РФ // Союз ДПО. Москва. 2015. URL: http://www.dpo-edu.ru/?page_id=13095 (дата обращения: 06.07.2021).
16. Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года URL: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee-6e732c5d5e84.pdf (дата обращения: 06.07.2021).
17. Жданов Э. Р., Баринова Н. А., Магсумов И. Р., Яфизова Р. А. Построение индивидуальных образовательных траекторий обучения студентов на основе СМАРТ-технологий в условиях модернизации образования // Казанский пед. журнал. 2015. № 3. С. 34–39. URL: http://kp-journal.ru/wp-content/uploads/2017/02/3_2015.pdf (дата обращения: 06.07.2021).
18. Вайнштейн Ю. В., Есин Р. В. Персонализация образовательного процесса в электронной среде // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2017. № 1. С. 54–59. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29120644 (дата обращения: 06.07.2021).
19. Зеер Э. Ф., Журлова Е. Ю. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории // Образование и наука. 2017. № 3. С. 77–93. URL: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-3-77-93 (дата обращения: 06.07.2021).
20. Носкова Т. Н., Павлова Т. Б., Яковлева О. В. ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога: сравнительный анализ российского и европейского опыта // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 1. С. 25–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikt-instrumenty-professionalnoy-deyatelnosti-pedagoga-sravnitelnyy-analiz-rossiyskogo-i-evropeyskogo-opyta/viewer (дата обращения: 06.07.2021).
21. Mandic D., Jauševac G., Jotanović G., Bešić C., Vilotijević N., Ješić D. Educational Innovations in the Function of Improving Students’ ICT Competences // Croatian Journal of Education : Hrvatski časopis za odgoj i obrazovanje. 2017. Vol. 19, Issue Sp. Ed. 3. P. 61–74. DOI: https://doi.org/10.15516/cje.v19i0.2739
22. Norqvist L., Leffler E. Learning in non-formal education: Is it “youthful” for youth in action? // International Review of Education. 2017. Vol. 63, Issue 2. P. 235–256. DOI: 10.1007/s11159-017-9631-8
23. Tang S. Y. F., Wong A. K. Y., Li D. D. Y., Cheng M. M. H. The contribution of non-formal learning in higher education to student teachers’ professional competence // Journal of Education for Teaching. 2017. Vol. 43, Issue 5. P. 550–565. DOI: 10.1080/02607476.2017.1342052
24. Dabbagh N., Kitsantas A. Personal Learning Environments, social media, and self-regulated learning: A natural formula for connecting formal and informal learning // The Internet and higher education. 2012. Vol. 15, Issue 1. P. 3–8. DOI: 10.1016/j.iheduc.2011.06.002
25. Четвертнова В. В. Проблемы мотивации студентов в высшей школе // Universum: Психология и образование: электрон. науч. журн. 2018. № 5 (47). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/5860 (дата обращения: 06.07.2021).
26. Гордеева Т. О., Сычев О. А. Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов // Вестник Московского ун-та. Серия 14: Психология. 2017. № 1. C. 67–87. URL: http://msupsyj.ru/pdf/vestnik_2017_1/vestnik_2017-1_5.pdf (дата обращения 06.07.2021).
27. Есин Р. В., Вайнштейн Ю. В. Геймификация в электронной среде как средство вовлечения студентов в образовательный процесс // Открытое и дистанционное образование. 2017. № 2 (66). C. 26–32. DOI: 10.17223/16095944/66/3
28. Дубровский В. В., Климов В. И. Выявление и анализ уровня сформированности познавательной мотивации студентов вуза средствами игровых технологий // Alma mater (Вестник высшей школы). 2019. № 7. С. 102–106. DOI: 10.20339/AM.07-19.102
29. Welber K., Elly A Konijn, Burgers C., Anna Bij de Vaate, Eden A, Britta C Brugman. Gamification as a tool for engaging student learning: A field experiment with a gamified app // E-learning and Digital Media. 2019. Vol. 16, Issue 2. P. 92–109. DOI: https://doi.org/10.1177/2042753018818342
30. Lee Joey J., Hammer J. Gamification in Education: What, How, Why Bother? // Academic Exchange Quarterly. 2011. Vol. 15, Issue 2. P. 146–150. DOI:https://www.academia.edu/570970/Gamification_in_Education_What_How_Why_Bother
31. Варенина Л. П. Геймификация в образовании // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. Т. 6, № 6-2 (28). С. 314–317. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geymifikatsiya-v-obrazovanii/viewer (дата обращения: 06.07.2021).
32. Елагина О. Б., Писклаков П. В. Геймификация дистанционного обучения // Открытое и дистанционное образование. 2014. № 4 (56). С. 22–28. URL: http://journals.tsu.ru/ou/&journal_page=archive&id=1121&article_id=18000 (дата обращения: 06.07.2021).
Выпуск: 5, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 47 — 57
Скачиваний: 423