МОТИВ ТОКСИЧНОСТИ И АБЬЮЗА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА «ЛЮБОВЬ» В ПЕСЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ КЛАВЫ КОКИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-6-27-37
Введение. Клава Кока – одна из наиболее популярных исполнительниц на современной российской сцене, в этой связи представляет интерес анализ концептуального содержания ее творчества. Устанавливается главенствующая роль мотива токсичности и абьюза в реализации концепта «любовь» в песенном творчестве Клавы Коки, проявляющаяся на лексическом и когнитивном уровнях: в ценностных установках, лежащих в особенностях межличностных отношений героев песен. Под токсичностью понимается свойство человека либо отношений провоцировать эмоциональную боль и полное истощение ресурсов партнера по взаимодействию либо одной из сторон отношений. Абьюзивные отношения в широком смысле характеризуются контролирующим, принудительным, угрожающим, унижающим и насильственным поведением одного из партнеров. Хотя восприятие любви как боли и страдания является рекуррентной идеей западной поп-музыки, в творчестве Клавы Коки такое отношение к любви приобретает признаки токсичности и в ряде случаев абьюзивности. Цель – доказать главенствующую роль мотива токсичности и абьюза в реализации концепта «любовь» в песенном творчестве Клавы Коки. Материал и методы. К рассмотрению привлекаются 26 песен, написанных Клавой Кокой самой либо в соавторстве с текстовиками лейбла «Black Star». Основными методами исследования являются метод целостного анализа художественного произведения и лингвистический (концептуальный) анализ. Результаты и обсуждение. Мотив токсичности и абьюза в творчестве Клавы Коки проявляется в следующих ценностных установках, лежащих в его основе: метафоризация любви как боли и страдания, антагонизм между партнерами в отношениях, доминирование/подчинение как паттерн отношений, насилие как важная составляющая отношений, зависимость от партнера или от отношений, интенсификация любовного чувства одним из партнеров. Подобные установки приводят к наполнению концепта «любовь» семемами «боль», «страдание», «насилие», «зависимость», «доминирование», «подчинение», «недостижимость», «противостояние», проявляющемуся как на лексическом уровне, так и на когнитивном уровне. Во всех рассмотренных песнях в той или иной степени представлены перечисленные особенности, что дает основание говорить о главенствующей роли мотива токсичности и абьюза в реализации концепта «любовь» в творчестве певицы. Заключение. Токсичность и абьюз склонны романтизироваться в текстах певицы, выступая в качестве неотъемлемой составляющей «настоящих» отношений, будучи проявлением «истинной» любви. Мотив токсичности и абьюза становится главным средством реализации концепта «любовь» в творчестве Клавы Коки, тем самым позволяя говорить о соединении концептов «любовь» и «боль» в единую концептуальную пару в творчестве певицы.
Ключевые слова: мотив, концепт, токсичность, абьюз, Клава Кока, Моргенштерн
Библиография:
1. Еременко Е. Е. Концепция любви в русскоязычной рэп-культуре (2000–2015) // Актуальные вопросы филологической науки XXI века: сб. ст. VII Междунар. науч. конф. молодых ученых (9 февраля 2018 г.): в 2 ч. Ч. II: Современные проблемы изучения истории и теории литературы. Екатеринбург: УМЦ-УПИ, 2018. С. 24–29.
2. Клочков М. В. К вопросу популярности рэпа в современной российской культуре с позиций психоанализа // Общество: философия, история, культура. 2020. № 4 (72). С. 107–112
3. Fosbraey Glenn, Puckey Nicola. Misogyny, Toxic Masculinity, and Heteronormativity in Post-2000 Popular Music. Palgrave Macmillan, 2021. 291 p.
4. Карасик В. И. Культурные доминанты в языке. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. С. 166–205.
5. Тюкова И. Н. Концептуальная пара «Любовь» – «Боль» в лирических миниатюрах «Затеси» В. П. Астафьева // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. № 6. C. 64–67.
6. Воркачев С. Г. Концепт любви в русском языковом сознании // Коммуникативные исследования 2003: Современная антропология. Волгоград: Перемена, 2003. С. 189–208.
7. Караулов Ю. Н. и др. Русский ассоциативный словарь. Кн. 3. М., 1996. 212 с.
8. Азаренко Н. А. Реализация метафоры «Любовь есть страдание» в романе Ф. М. Достоевского «Идиот» // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 279–284.
9. Natasha Mulvihill. Should Real Love Hurt? The Eroticisation of Dominance, Submission and Coercive Control in Contemporary Pop Music // Misogyny, Toxic Masculinity, and Heteronormativity in Post-2000 Popular Music. Palgrave Macmillan, 2021. P. 15–33.
10. Stark Evan. Rethinking coercive control // Violence Against Women. 2009. Vol. 15 (12). P. 1509–1525. doi: 10.1177/1077801209347452
11. Казимянец Е. Г. Ужели слово найдено… (О лингвистических характеристиках и причинах популярности «слова года» токсичный) // Slavistica Vilnensis. 2019. Vol. 64 (1). P. 144–155.
12. Кошкарова Н. Н., Яковлева Е. М. Дискурс новой эмоциональности: коммуникативные практики цифровой реальности // Политическая лингвистика. 2019. № 5 (77). С. 147–152.
13. Депрессия и усталость: что такое токсичные отношения? URL: https://monocler.ru/chto-takoe-toksichnyie-otnosheniya/ (дата обращения: 02.08.2021).
14. Solferino, Nazaria & Tessitore, Elisabetta M. Human networks and toxic relationships. MPRA Paper No. 95756. URL: https://mpra.ub.uni-muenchen.de/95756/ (дата обращения: 02.08.2021).
15. Баранова Т. С., Кора Н. А. Признаки «abuse» или привычка страдать в отношениях // Семья и социум: социальные, педагогические, психологические и правовые аспекты: материалы национальной науч. конф., посвященной вопросам социальной защиты семьи. 2018. С. 80–85.
16. Здравомыслова О. М. Обыкновенное зло. Исследование насилия в семье. М, 2003. 416 с.
17. Бэнкрофт Л. Мужья-тираны. Как остановить мужскую жестокость / пер. Ю. В. Рябина. М.: Эскимо, 2012. 460 с.
18. Игнатова Е. С., Разводова Е. Д. Абьюзинг и газлайтинг в межличностных отношениях между мужчиной и женщиной // Будущее клинической психологии – 2018: материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (26–27 апреля 2018 г.) / Пермский гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2018. Вып. 12. С. 3–11 .
19. Агрессия. Большой психологический словарь / сост. Б. Мещеряков и В. Зинченко. М.: Олма-пресс, 2004. 632 с.
20. Клава Кока и Niletto выпустили совместный трек «Краш». URL: https://ria.ru/20200614/1572797397.html (дата обращения: 02.08.2021).
21. Тукова Т. В. Психологическое насилие в социуме, сознании и языке // Молодой ученый. 2001. № 9.1. С. 120–126.
Выпуск: 6, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: РУССКИЙ ЯЗЫК
Страницы: 27 — 37
Скачиваний: 683