ДИАГНОСТИКА КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-5-124-132
Введение. Диагностика уровня владения сотрудниками компетенциями, необходимыми для работы в цифровой образовательной среде, является важнейшей составляющей, отражающей процессы, происходящие в современных образовательных системах. Выбор диагностической карты как инструмента измерения позволит определить потребности и дефициты педагогов в профессиональных компетенциях по проектированию, разработке и реализации дополнительных профессиональных программ в формате цифровых образовательных ресурсов. Инструмент дает возможность судить о состоянии уровня владения сотрудниками данными компетенциями и формулировать прогноз его развития. Цель – выявление уровня профессиональной компетентности научно-педагогических работников, необходимых для работы в цифровой образовательной среде. Материал и методы. Методологической основой исследования стала психологическая концепция субъектно-деятельностного подхода, суть которой заключается в представлении о личности как активном субъекте, самосовершенствующемся, самоактуализирующемся и самоопределяющемся. Идея данного подхода строится на связи познавательных и деятельностных механизмов включенности субъекта во внешнюю среду и предполагает наличие у него устойчивой личностной позиции по собственному преобразованию и развитию. Предложен подход к оцениванию, который принят в эффективно работающих организациях, принявших за основу методологию самообучающихся организаций. Результаты и обсуждение. Представлен анализ результатов проведенной диагностики уровня владения сотрудниками компетенциями, необходимыми для работы в цифровой образовательной среде, в том числе для проектирования и реализации дополнительных профессиональных программ в формате цифровых образовательных ресурсов. Проведенное исследование позволило определить влияние цифрового образовательного пространства на профессиональное развитие педагогов и выявить уровень их готовности к участию в дидактических коммуникациях с применением цифровых технологий. Заключение. Диагностика в полной мере позволила оценить уровень владения сотрудниками Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО) компетенциями, необходимыми для работы в цифровой образовательной среде, в том числе для разработки и реализации дополнительных профессиональных программ в формате цифровых образовательных ресурсов. Так, после предложенного ряда форм повышения квалификации для преподавателей ЧИППКРО, в декабре 2021 г. будет проведена повторная диагностика, которая покажет динамику повышения профессиональной компетентности в части работы в цифровой образовательной среде.
Ключевые слова: цифровое образование, профессиональные компетентности, цифровые компетенции, диагностика уровня профессиональной компетентности педагогов, цифровая образовательная среда
Библиография:
1. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 16.05.2021).
2. Паспорт национального проекта «Национальная программа „Цифровая экономика Российской Федерации“» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 16.05.2021).
3. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319308/ (дата обращения: 16.05.2021).
4. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25.10.2016 № 9). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216432/ (дата обращения: 16.05.2021).
5. Козлов Е. Е., Левина Е. Ю., Хусаинова С. В., Шибанкова Л. А. Модель научно-методического обеспечения профессионального роста педагогов по подготовке кадров // Вестн. Чувашского гос. пед. ун-та им. И. Я. Яковлева. 2019. № 2 (102). С. 107–116.
6. Максютова Н. Н. Исследование информационно-педагогической компетентности преподавателей среднего профессионального образования // Вестн. Оренбургского гос. пед. ун-та. 2019. № 1 (29). С. 223–241.
7. Зеер Э. Ф., Ломовцева Н. В., Третьякова В. С. Готовность преподавателей вузов к онлайн-образованию: цифровая компетентность, опыт исследования // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 26–39.
8. Колыхматов В. И. Основные направления развития системы дополнительного профессионального образования в условиях становления цифровой экономики // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2018. № 10 (164). С. 132–136.
9. Программа развития государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» на 2021–2022 годы. URL: https://ipk74.ru/upload/documents/2021-01-27-programma-razvitija-chippkro.pdf (дата обращения: 16.05.2021).
10. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». URL: https://strategy24.ru/rf/education/projects/natsionalnyyproekt-obrazovanie (дата обращения: 16.05.2021).
11. Полевая М. В. Модель компетенций специалиста цифровой экономики. URL: http://www.fa.ru/org/dpo/finprofessional/Documents/news/2019/11/.pdf (дата обращения: 16.05.2021).
12. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53. Ст. 7598; 2020. № 9. Ст. 1137.
13. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/ (дата обращения: 16.05.2021).
14. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 15.03.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Развитие образования“». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/ (дата обращения: 16.05.2021).
15. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816. URL: https://base.garant.ru/71770012/ (дата обращения: 16.05.2021).
16. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности: Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года № 499. URL: https://base.garant.ru/70440506/ (дата обращения: 16.05.2021).
17. Распоряжение Правительства РФ от 07.10.2020 № 2580-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 № 3273-р». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364563/ (дата обращения: 16.05.2021).
18. О направлении уточненного примерного перечня оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях: Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 16 апреля 2019 г. № МР-507/02. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_327110/ (дата обращения: 16.05.2021).
19. О направлении методических рекомендаций по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 апреля 2015 года № ВК-1032/06. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_179029/ (дата обращения: 16.05.2021).
20. Солдатова Г. У., Нестик Т. А., Рассказова Е. И., Зотова Е. Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 143 с. URL: http://detionline.com/assets/files/research/DigitalLiteracy.pdf (дата обращения: 09.03.2021).
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 124 — 132
Скачиваний: 631