МЕЖКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КОРЕЙСКОМУ ЯЗЫКУ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-5-116-123
Введение. В условиях позитивного развития российско-корейских отношений в экономической, политической, образовательной, культурной и других сферах все более востребованными в России являются специалисты, владеющие корейским языком. Перед отечественными методистами-корееведами и преподавателями высшей школы встает серьезная задача – оптимизировать и интенсифицировать процесс обучения корейскому языку с целью формирования вторичной языковой личности, обладающей коммуникативной межкультурной компетентностью. Несформированность умений межкультурного общения делает невозможным адекватное взаимопонимание участников акта общения, принадлежащих разным культурам, что затрудняет взаимопроникновение и взаимовлияние культур. Одним из способов решения представленной проблемы является применение межкультурного подхода в обучении корейскому языку. В связи с трансформацией цели языкового образования образ современной методики представляет уже не методику обучения иностранному языку, а теорию и технологию иноязычного образования. Следовательно, обучать мы должны не языку как таковому, а культуре, частью которой является язык. При межкультурном подходе релевантными являются тексты-дискурсы – связные тексты в совокупности с экстралингвистическими (прагматическими, социокультурными, психологическими) факторами. Данные тексты представлены в межкультурных учебниках и мультимедийными средствами, разработанные представителями контактирующих культур. Материал и методы. Материалом исследования выступили кульутрологические универсалии корейской культуры. В работе применялся сравнительно-сопоставительный метод, межкультурный подход. Результаты и обсуждение. Пранализированы принципы межкультурного подхода, предложен культурологический анализ корейской культуры, согласно которому возможно определение содержания межкультурной компетентности. Описана методика формирования межкультурной компетентности у обучаемых на корейском языке, представленная номенклатурой умений и навыков социолингвистической, дискурсивной, стратегической и социокультурной компетенций и основанная на использовании фреймов, а также знаний – культурных универсалий, в связи с чем в работе приводится культурологический анализ корейской культуры. Заключение. Концептуальные основы применения межкультурного подхода в обучении корейскому языку в вузе составляет комплекс психолого-дидактических принципов: принцип культуросообразности, аккультурации, принцип управляемости собственным психологическим фоном, состоянием эмпатического отношения к участникам межкультурного общения, принцип учета ценностных культурных универсалий.
Ключевые слова: корейский язык, межкультурный подход, межкультурное общение, межкультурная компетентность, фреймовый подход, языковая личность
Библиография:
1. Бердичевский А. Л., Гиниатуллин И. А., Тарева Е. Г. Методика межкультурного иноязычного образования в вузе: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2020. 368 с.
2. Елизарова Г. В. Формирование межкультурной компетенции студентов в процессе обучения иноязычному общению: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2001. 38 с.
3. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 1996. 237 с.
4. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие для студ. М.: Слово/Slovo, 2000. 261 с.
5. Воронина Л. А. Формирование социокультурной компетенции при обучении устно-речевому общению на корейском языке на основе видеосюжетов: дис. … канд. пед. наук. СПб., 2004. 24 с.
6. Сен Н. И. Методика интенсивного обучения корейскому языку как иностранному (Начальная ступень курсового краткосрочного обучения): дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 186 c.
7. Кан Л. И. Развитие социокультурной компетенции при обучении лингвострановедческому чтению на корейском языке студентов старших курсов языкового вуза (на материале СМИ): дис. … канд. пед. наук. СПб., 2011. 177 с.
8. Ден А. А. Формирование учебно-познавательной компетенции при обучении чтению на иностранном языке студентов старших курсов языковых вузов (на материале корейского языка): дис. … канд. пед. наук. СПб., 2012. 275 с.
9. Ни Ж. В. Обучение элементам иноязычной культуры. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. 152 с.
10. Елизарова Г. В. Культура и обучение иностранному языку. СПб.: Союз, 2001. 291 с.
11. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 1990. 246 с.
12. Трофименко О. А. О способах выражения форм вежливости в грамматике корейского языка // Поиск молодых: сб. науч. ст. аспирантов. Уссурийск: Изд-во УГПИ, 2001. Вып. 3. С. 68–74.
13. Ли Н. В. Оптимизация интерактивной деятельности учащихся при обучении устно-речевому общению (на материале корейского языка): дис. … канд. пед. наук. СПб., 2006. 361 с.
14. Алмазова Н. И. Формирование межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в экономическом вузе // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2003. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-mezhkulturnoy-ompetentnosti-pri-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-ekonomicheskomvuze (дата обращения: 22.11.2020).
15. Алмазова Н. И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб., 2003. 34 с.
16. Межкультурное иноязычное образование: лингводидактические стратегии и тактики / отв. ред. Е. Г. Тарева. М.: Логос, 2014. 232 с.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 116 — 123
Скачиваний: 650