ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА МЕТААНАЛИЗА В ГУМАНИТАРНЫХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-5-78-89
Введение. Реализация современной модели образования требует от педагогических работников владения определенными навыками научно-исследовательской работы и использования научно обоснованных форм и методов в своей профессиональной деятельности. Опора на науку должна позволить достичь требуемого качества образования и тем самым обеспечить выполнение социального и государственного заказа перед системой образования. В настоящее время существуют серьезные проблемы, касающиеся воспроизводимости процесса и результатов педагогических исследований. В этой связи при исполнении требования достижения качества образования педагоги сталкиваются с серьезной проблемой, а именно с кризисом воспроизводимости. Кризис воспроизводимости – это серьезный методологический кризис, суть которого заключается в невозможности повторить результаты исследований, которые были ранее опубликованы, или невозможность повторить само исследование (по техническим и иным причинам). Чаще всего это обусловлено отсутствием или недостаточной представленностью следующих элементов педагогических исследований: наличие эксперимента, четкое описание планирования и хода эксперимента, проверяемые данные – когда непонятно, что, каким образом и в каких условиях воспроизводить. Цель – научно обосновать целесообразность экстраполяции метода метаанализа из доказательной медицины в педагогические исследования в качестве инструмента для повышения воспроизводимости как экспериментов, так и получаемых результатов в педагогических исследованиях. Материал и методы. Основой методологии исследования стали следующие методы: изучение и анализ литературы, аналитического обобщения, прогнозирования, абстрагирования, аналогии, измерения, синтезирование данных, обобщение, моделирование, аналогии, статистической обработки полученной информации. После того, как были рассмотрены основные причины, вызывающие кризис воспроизводимости в науке, в качестве средства минимизации негативного влияния кризиса воспроизводимости обосновано применение метода метаанализа в педагогических исследованиях. Результаты и обсуждение. Проанализирована актуальная литература по проблематике исследования. Изучены и обобщены сущностные черты и причины кризиса воспроизводимости в педагогических исследованиях. Установлено, что кризис воспроизводимости носит междисциплинарный характер. Актуализирована проблема поиска средств минимизации негативного влияния кризиса воспроизводимости на развитие педагогических исследований. В качестве такого средства рассмотрен метаанализ и выдвинуто предположение о целесообразности его экстраполяции из медицины в педагогические исследования. Проанализированы теоретические и практические аспекты применения метода метаанализа. Выведены определения понятий «метаанализ» и «систематический обзор». Установлено, что метаанализ пересекается и частично включает в себя элементы таких методов и технологий, как контент-анализ, прикладная наукометрия, блокчейн. Рассмотрены организационные и содержательные особенности метаанализа, позволяющие применять данный метод для оценки качества педагогических исследований. Предложен контурный план метаанализа научных публикаций, отражающих результаты педагогических исследований. Выдвинут ряд дискуссионных положений, которые могли бы стать основанием для дальнейших исследований. Намечен путь комплексного изучения инструментов минимизации негативного влияния кризиса воспроизводимости в педагогических науках. Заключение. Обосновано применение метаанализа в качестве эффективного инструмента: 1) оценки качества педагогических исследований; 2) планирования и организации эксперимента; 3) представления результатов эмпирических исследований в педагогике.
Ключевые слова: метаанализ, блокчейн, систематический обзор, кризис воспроизводимости
Библиография:
1. Девятко И. Ф. Новые данные, новая статистика: от кризиса вопроизводимости к новым требованиям к анализу и представлению данных в социальных науках // Социологические исследования «К XX Харчевским чтениям». М.: Российская академия наук, 2018. № 12. С. 30–38.
2. Кузнецов Даниил. Результаты более половины психологических исследований оказались невоспроизводимы // N + 1. URL: https://nplus1.ru/news/2015/08/28/psychology-studies-fail-reproducibility (дата обращения: 24.05.2021).
3. Мазилов В. А. Кризис психологии: новое понимание и трактовка // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3 (108). С. 90–100.
4. Равен Дж. Некоторые преступные (пока еще не криминализованные) злоупотребления «наукой», логикой и властью на примере школьного образования (на примере начального образования) // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 3 (28). С. 218–227.
5. ГОСТ Р ИСО 5725-1-2002. Государственный стандарт Российской Федерации. Точность (правильность и прецизионность) методов и результатов измерений. Часть 1. Основные положения и определения (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 23.04.2002 № 161-ст). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=OTN&n=27181#012174768938398195 (дата обращения: 24.05.2021).
6. Моня Бейкер. 1 500 ученых поднимают крышку воспроизводимости // Nature. 2016. Vol. 533. P. 452–454. URL: https://www.nature.com/articles/533452a (дата обращения: 05.07.2021).
7. Заколдаев Д. А., Ямщиков Р. В., Ямщикова Н. В. Технология блокчейна в России: достижения и проблемы // Вестн. Московского гос. областного ун-та (электронный журнал). 2018. № 2. С. 94. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35395217_74405648.pdf (дата обращения: 05.07.2021).
8. Космарский А. А. Блокчейн для науки: революционные возможности, перспективы внедрения, потенциальные проблемы // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 2 (150). С. 388–409. DOI: 10.14515/monitoring.2019.2.16
9. Ферстрате М. Возможности и ограничения метаанализа // Международный журнал интервенционной кардиоангиологии. М.: Общероссийская общественная организация «Российское научное общество интервенционных кардиоангиологов», 2004. № 5. С. 11–15.
10. Методические рекомендации по проведению мета-анализа / В. В. Омельяновский, М. В. Авксентьева, М. В. Сура и др. М.: ФГБУ «ЦЭККМП» Минздрава России, 2017. 28 с.
11. Джалалов С. Ч., Джалалова Д. Х., Хоч Д. С. Роль систематического обзора и метаанализа при оценке технологий в здраво-охранении // Медицинские технологии. Оценка и выбор. 2012. № 3. С. 10–16.
12. Лукьянова А. Л. Отдача от образования: что показывает метаанализ: Препринт WP3/2010/03. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 60 с.
13. Оценка медицинских технологий. Общие положения. ГОСТ Р 56044-2014 / под ред. О. А. Стояновской. М.: Стандартинформ, 2015. 50 с.
14. Nicholas A. Bowman. College diversity experiences and cognitive development: A meta-analysis // Review of Educational Research. March 2010. Vol. 80, № 1. P. 4–33.
15. Гордеева Н. О. Использование мобильных технологий в образовании: метаанализ российских исследований // Современные проблемы науки и образования. М.: Академия естествознания: Кубанский государственный медицинский университет: Камская государственная инженерно-экономическая академия: Кемеровский государственный университет, 2018. № 3. 147 с.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 78 — 89
Скачиваний: 738