ЭЛЕКТРОННЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ – ВАЖНЫЙ РЕСУРС МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-5-69-77
Введение. Модернизация педагогического профессионального образования предполагает его адаптацию к изменившимся социально-экономическим и государственно-политическим условиям развития России и освоение опыта модернизации образовательной сферы, накопленного другими странами. В современной образовательной организации информационно-коммуникационная инфраструктура – один из главных компонентов образовательного процесса, обладающая широким диапазоном дидактических электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) в качестве практико-ориентированной тактики оптимизации образовательного процесса. Цель – определение подходов повышения эффективности образовательного процесса на основе применения электронных тренажеров в подготовке будущих специалистов. Материал и методы. Основными источниками концептуальной разработки принципиально нового ЭОР-образовательного контента педагогического инструментария и инновационных форм его освоения являлись опыт профессиональной подготовки обучающихся СПО ГПБОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж», бакалавров и магистрантов Профессионально-педагогического института ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» по направлению подготовки 44.04.44 Профессиональное обучение в рамках профиля «Управление информационной безопасностью в профессиональной образовательной организации»; процесс интегративного задействования работодателей в разработках медиаконтента электронных тренажеров (ЭТ); практический опыт формирования практико-ориентированных профессиональных компетенций обучающихся. Основными методами исследования выступили теоретический анализ опубликованных в научной литературе материалов по проблеме интеграционной реализации ЭОР-обеспечения качественной реализации регламента Федерального государственного образовательного стандарта 3++ профессионального обучения бакалавров и магистрантов. Результаты и обсуждение. Проанализированы материалы публикаций по проблеме приведения к современным потребностям рынка труда профессионального образования, основные затруднения которого связаны с довольно сложной его внутренней семантикой, включающей несколько значимых уровней иерархии и связи между разными типами очень разобщенной информации. С позиций теории надежности без научно обоснованного подхода к разработкам в рамках квалиметрической цифровизации на основе использования ресурсов различных контент-платформ и кроссплатформенных шаблонов ЭОР надеяться на получение обнадеживающих результатов практически невозможно. Особая роль в свете нередко вынужденного применения дистанционного обучения принадлежит такому педагогическому инструментарию, как ЭТ, предназначенному для взаимосвязанного выполнения трех основных функций – диагностической, обучающей, воспитательной – при отработке практических умений и навыков обучающихся, формирования у них навыков действий моторно-рефлекторного и когнитивного типа в сложных ситуациях. Реализация на базе плагина CodeRunner (версия 3.3.0) для Moodle многопользовательского ЭТ для обеспечения качественного формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций позволила выявить, что использование ЭТ способствует росту учебных достижений обучающихся на, по меньшей мере, 15 %. При этом, кроме повышения средних значений показателей учебных достижений обучающихся, зафиксировано увеличение на 18 % и их медианных характеристик, т. е. соответствующее уменьшение доли обучающихся с выбором неверных дескрипторов в ответах на вопросы контрольных тестов. Проанализированы тенденции применения ЭОР для повышения практико-ориентированной составляющей компоненты профессионального образования. Одним из направлений в свете нередко вынужденной дистанционной формы обучения является применение медиаконтента ЭТ, предназначенных для формирования навыков действий моторно-рефлекторного и когнитивного типа в сложных ситуациях, понимания сущности протекающих процессов на основе взаимосвязанного выполнения трех основных функций – диагностической, обучающей, воспитательной при отработке практических умений и навыков обучающихся. Заключение. Ресурсные возможности верификации вариантов архитектур контент-платформ и кроссплатформенных шаблонов такого педагогического инструментария ЭОР, как ЭТ, а также инновационных форм их освоения и внедрения позволяют надеяться на получение обнадеживающих результатов поиска путей повышения эффективности образовательного процесса профессиональных образовательных организаций (ПОО), своевременного нивелирования противоречий между требованиями работодателей современного постиндустриального общества и уровнем сформированности профессиональных компетенций выпускников ПОО.
Ключевые слова: электронные образовательные ресурсы, модернизация образовательной сферы, профессиональная компетенция, педагогический инструментарий, информационный поиск, профессиональная образовательная организация
Библиография:
1. Соловьев В. И. Методы оптимальных решений: учеб. пособие. М.: Финансовый университет, 2012. 364 с. URL: http://www2.rsuh.ru/binary/2632882_16.1412839389.41449.pdf (дата обращения: 13.01.2021).
2. Romero C., Ventura S. Educational Data Mining: A Review of the State-of-the-Art. IEEE Transaction on Systems, Man, and Cybernetics, Part C: Applications and Reviews. 2010. Vol. 40 (6). P. 601–618.
3. Ахмадиев Ф. Г., Гильфанов Р. М. Математическое моделирование и методы оптимизации: учеб. пособие. Казань: Казанский гос. архит.-строит. ун-т, 2017. 178 с. URL: https://www.kgasu.ru/upload/iblock/97b/UP_AkhmadieviGilfanov.PDF (дата обращения: 14.01.2021).
4. Тарасевич Ю. Ю. Математическое и компьютерное моделирование. Вводный курс. 6-е изд. М.: Либроком, 2013. 152 с.
5. Лихтенштейн В. Е. Дискретность и случайность в экономико-математических задачах. М.: Наука, 1972. 375с.
6. Belevitin V. А., Rudnev V. V., Giss E. I. The qualimetric aspect of digitalization in the formation of prоfesssional competencies of university graduates // Advances in Economics, Business and Management Research. 2019. Vol. 105. P. 564–568.
7. Belevitin V., Smyrnov Ye., Kovalenko S. et al. Modeling of the Energy Potential Saving in the Production of Seamless Pipes // Journal of Chemical Technology and Metallurgy. 2017. № 4. P. 718–723.
8. Smyrnov Ye., Belevitin V., Skliar V. Application of Numerical Model of Continuous Cast Bloom Crystallization to Improve the Efficiency of Mechanical Soft Reduction Technology // Materials Science Forum Trans Tech Publications, Switzerland. 2019. Vol. 946. P. 684–689.
9. Belevitin V. A., Bogatenkov S. A., Rudnev V. V. et al. Integrated Approach to Modeling IC Competence in Students // International Journal of Engineering & Technology. 2018. Vol. 7, № 4 (38). Р. 60–62.
10. Gafarova Ye., Belevitin V., Korchemkina Yu. The Approbation of a Mathematical Model of the Influence of Three-Level Semantic Representation of an Educational Message on the Dynamics of Students′ Creativity // International Journal of Engineering & Technology. 2018. Vol. 7, № 4 (38). Р. 171–173.
11. Belevitin V. A., Gafarova Ye. A., Korchemkina Yu. V. et al. Influence of Ternary Presentation of Educational Information on Enhancing Students’ Creativity // European Social Journal. 2017. № 6. P. 194–200.
12. Богатенков С. А., Гнатышина Е. А., Белевитин В. А. Компетентностно-ориентироанное управление подготовкой кадров в условиях электронного обучения. Челябинск: ЮУрГГПУ, 2017. 155 c.
13. Bogatenkov S. A., Belevitin V. A., Khasanova M. L. Management Based on Model of Competentences when Introducing Innovative Information Technology // International Journal of Engineering & Technology. 2018. Vol. 7, № 4 (38). Р. 78–81.
14. Кузнецов Н. А., Микрин Е. А., Кульба В. В. Информационная безопасность систем организационного управления. Теоретические основы. М.: Наука, 2006. 424 с.
15. Сабанов А. Г. Аутентификация при электронном обмене документами // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. 2011. № 2 (24). С. 263–266.
16. Сабанов А. Г. Концепция моделирования процессов аутентификации // Доклады Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. 2013. № 3 (29). С. 71–75.
17. Шубинский И. Б. Функциональная надежность информационных систем. Ульяновск: Печатный двор, 2012. 296 с.
18. ЭОР как открытые образовательные модуль-мультимедиа-системы. URL: http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/271/45271/22049?p_page=2 (дата обращения: 13.01.2021).
19. ЭОР нового поколения в вопросах и ответах. URL: http://window.edu.ru/resource/957/63957 (дата обращения: 15.01.2021).
20. Дровникова И. Г., Буцынская Т. А., Орлов П. А. Роль и место современных компьютерных технологий обучения в совершенствовании управления подготовкой специалистов для системы безопасности // Вестн. Воронежского ин-та МВД РФ. 2008. № 3. С. 55–60. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-mesto-sovremennyh-kompyuternyh-tehnologiy-obucheniya-vsovershenstvovanii-upravleniya-podgotovkoy-spetsialistov-dlya-sistemy (дата обращения: 20.01.2021).
21. Воронцов В. К., Полухин П. И., Белевитин В. А., Бринза В. В. К решению объемной задачи стационарного пластического течения металла методом координатной сетки // Известия высших учебных заведений. Черная металлургия. 1976. № 9. С. 77–80.
22. Минаев А. А., Белевитин В. А., Смирнов Е. Н. Расчет параметров пластического формоизменения сортовых заготовок // Известия высших учебных заведений. Черная металлургия. 1990. № 12. С. 26–28.
23. Воронцов В. К., Атеф Ю. С., Бринза В. В. и [др.]. Исследование полей перемещений при прокатке квадратной полосы в овальном калибре // Известия высших учебных заведений. Черная металлургия. 1977. № 5. С. 101–105.
24. Бражников А. И., Белевитин В. А., Бражников Ф. И. и [др.]. Об ультразвуковом контроле скорости потока жидкости без расстыковки трубопровода по методу Н. И. Бражникова // Инженерно-физический журнал. 2006. Т. 79, № 2. С. 131–138.
25. Гафаров В. Ф. Разработка многопользовательских тренажеров в условиях обеспечения информационной безопасности образовательной организации: выпускная квалификационная работа магистра. Челябинск: ЮУрГГПУ, 2019.
26. Силаков Д. В. Использование аппаратной виртуализации в контексте информационной безопасности // Труды ИСП РАН. 2011. № 9. URL: https://ispranproceedings.elpub.ru/jour/article/view/1050 (дата обращения: 22.01.2021).
27. Аутентификация. Теория и практика. Обеспечение безопасного доступа к информресурсам / под ред. А. А. Шелупанова, С. Л. Груздева, Ю. С. Нахаева. М.: Горячая линия-Телеком, 2009. 552 с.
28. Демченко В. В. Исследование моды и медианы результатов ЕГЭ по математике. URL: https://moluch.ru/young/archive/12/985/ (дата обращения: 22.01.2021).
29. Крылова О. Н., Бойцова Е. Г. Приемы формирующего оценивания. Методический конструктор. М.: Русское слово, 2016. 80 с.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 69 — 77
Скачиваний: 642