СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОМПЛЕКСА РЕЧЕВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В УЧЕБНИКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО (ДОВУЗОВСКИЙ ЭТАП ПОДГОТОВКИ)
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-5-18-25
Введение. Приводится методический анализ комплекса условно-речевых упражнений и их типологии в учебниках по русскому языку как иностранному (РКИ) для студентов, приступающих изучать русский язык на начальном уровне. Рассматривается проблема достаточности/недостаточности речевых упражнений для формирования лингвистической компетенции как важной составляющей межкультурной коммуникативной компетенции. В качестве объекта рассмотрен учебник по РКИ как основной компонент учебно-методического комплекса, в котором изложено содержание речевого материала и способы овладения им через систему упражнений. Предметом исследования является методический анализ типологии упражнений в составе комплекса в разделе «Семья» учебников по РКИ (начальный уровень) «Поехали!» (авторы С. Чернышов и А. Чернышова), «Русский сезон» (авторы М. М. Нахибина, В. Е. Антонова, В. Е. Жабоклицкая, И. И. Курлова, О. В. Смирнова, А. А. Толстых) и «Русский сувенир» (автор И. Мозелова). Цель – рассмотреть комплексы условно-речевых упражнений в учебниках РКИ, их типологию по формированию лингвистической компетенции на русском языке у иностранных учащихся подготовительных факультетов российских вузов. Материал и методы. Теоретический и сравнительный анализ условно-речевых упражнений в содержании раздела «Семья» в учебниках по РКИ с учетом коммуникативной практики обучения позволил выделить особенности типов упражнений в каждом отдельном учебнике. На основе количественного анализа определено их соотношение внутри комплекса. Результаты и обсуждение. Описаны типы условно-речевых упражнений, организованные в комплексы, представлено их количественное соотношение на примере содержания раздела по теме «Семья» в учебниках начального уровня: «Поехали», «Русский сезон», «Русский сувенир». Заключение. Данное исследование направлено на то, чтобы помочь преподавателю сориентироваться с выбором учебника для студентов-иностранцев начального этапа обучения в зависимости от их потребностей и целей изучения РКИ.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, лингвистическая компетенция, комплекс условно-речевых упражнений, речевые навыки, типология условно-речевых упражнений, учебник по РКИ
Библиография:
1. Андрюшина Н. П. и др. Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. Второй вариант. URL: http://www.zlat.spb.ru (дата обращения: 26.03.2021).
2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
3. Миньяр-Белоручев Р. К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1984. № 6. С. 64–67.
4. Тихомирова Е. В. Контроль владения диалогической формой устного официального общения: дис. … канд. пед. наук. М., 1995. 178 с.
5. Бердичевский А. Л. Оптимизация системы обучения иностранному языку в педагогическом вузе. М.: Высш. шк., 1989. 103 с.
6. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Страсбург; Москва: МГЛУ, 2003. 256 с.
7. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур. М.: Лексис, 2003. 184 с.
8. Глухов Б. А., Щукин А. Н. Термины методики преподавания русского языка как иностранного. М.: Рус. яз., 1993. 371 с.
9. Мусаелян И. Ф. Комплекс упражнений, направленный на формирование языковой компетенции // Гуманитарные науки. Вестн. Финансового ун-та. 2014. № 2 (14). С. 74–78.
10. Иванова Т. А. и др. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Третий уровень. Общее владение. М.; СПб.: Златоуст, 1999. 44 с.
11. Андрюшина Н. П., Козлова Т. В. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение. СПб.: Златоуст, 2015. 80 с.
12. Пассов Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. М.: Просвещение, 1988. 233 с.
13. Кожевникова Е. В., Вязовская В. В., Трубчанинова М. Е. Учебник русского языка как иностранного: на перекрестке путей, мнений, интересов // Russian Language Studies. 2019. № 1. С. 42–62.
14. Чернышов С. И., Чернышова А. В. Поехали! Русский язык для взрослых. Начальный курс: учебник. СПб.: Златоуст, 2019. Ч. 1.1. 196 с.
15. Нахабина М. М., Антонова В. Е., Жабоклицкая И. И., Курлова И. В., Смирнова О. В., Толстых А. А. Русский сезон: учебник по русскому языку. Элементарный уровень. М.: Ин-т рус. языка и культуры МГУ им. М. В. Ломоносова; СПб.: Златоуст, 2015. 336 с.
16. Мозолева И. Русский сувенир: Элементарный уровень: учебный комплекс по русскому языку для иностранцев. 3-е изд., стер. М.: Рус. яз., Курсы, 2017. 160 с.
17. Пассов Е. И. Программа-концепция коммуникативного иноязычного образования. Развитие индивидуальности в диалоге культур. М.: Просвещение, 2000. 159 с.
18. Константинова Л. А., Тихонова О. Ю. Квантование как один из основных способов подачи грамматических знаний при обучении РКИ // Известия ТулГУ. 2012. № 1–2. С. 297–305.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Страницы: 18 — 25
Скачиваний: 658