МОДЕЛЬ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-5-37-45
Введение. Востребованность персонала, владеющего лингвопрофессиональной компетенцией в сфере сервиса и производства, ставит перед педагогическим сообществом задачу разработки новых учебных курсов и программ по иностранному языку специальности, важным компонентом которых является овладение языком профессиональной сферы. Создаются учебные пособия и учебники по языку специальности. Однако остается открытым вопрос создания учебных пособий для узкопрофильных специалистов, для которых иностранный язык – это инструмент для осуществления своей профессиональной деятельности на конкретном участке производства. Цель – конструирование модели учебного пособия по иностранному языку для специальных целей в сфере туризма. Научная новизна исследования заключается в разработке и применении новых моделей учебного обеспечения языковой подготовки узкопрофильных специалистов. Материал и методы. Материалом исследования послужили теоретические труды отечественных и зарубежных ученых, работающих в системе профессиональной подготовки кадров для сферы производства и услуг. Применялись следующие методы: анализ научно-методической литературы, научное наблюдение, обобщение опыта, анализ и синтез, сравнение, моделирование, экстраполирование. Эмпирическая база включала в себя результаты практического применения компетентностного подхода и коммуникативного метода при обучении французскому языку персонала в сфере туризма. Результаты и обсуждение. Многолетний опыт подготовки кадров для сферы туризма показал результативность компетентностного подхода в обучении французскому языку для специальных целей, эффективность программы «Французский язык в сфере туризма» и выявил необходимость построения учебного пособия по французскому языку для специальных целей. Предлагаемая авторская модель учебного пособия «Французский язык в сфере туризма» предназначена для студентов языковых вузов, факультетов туристского профиля, персонала гостиниц и турагентств. Структура учебного пособия включает следующие компоненты: модульность курса, специальную лексику (термины и профессионализмы), перечень профессиональных навыков и коммуникативных ситуаций делового общения, методические приемы, позволяющие сформировать у обучающихся готовность к профессиональной деятельности на иностранном языке. Заключение. Разработанные и апробированные курсы французского языка в сфере туризма следуют базовому принципу языка для специальных целей – использование аутентичных материалов: гидов, каталогов, туристических брошюр, путеводителей, а также сайтов гостиниц, туроператоров, регионов Франции. Однако обучающиеся нуждаются в учебном пособии предложенного курса – пособии, в котором будут системно представлены модули, задачи освоения каждого модуля, специфика упражнений/тестов и требования к заданиям модуля. Данная модель учебного пособия может быть экстраполирована на другие языки и профиль подготовки специалистов.
Ключевые слова: иностранный язык для специальных целей, лингвопрофессиональная компетенция, структура учебного пособия, содержание модуля, подготовка специалистов, сфера туризма
Библиография:
1 . Поляков О. Г. Английский язык для специальных целей: теория и практика. М.: НВИ – ТЕЗАУРУС, 2003. 188 с.
2. Hutchinson T., Waters A. English for Specific Purposes: A Learner-Centered Approach. Cambridge: Cambridge University Press, 1987. 183 р.
3. Mangiante J.-M., Parpette С. Le Français sur Objectif Spécifique: de l’analyse des besoins à l’élaboration d’un cours. Paris: Hachette FLE, 2004. 160 р.
4. Carras C., Tolas J., Kohler P. et al. Le français sur objectifs spécifiques et la classe de langue. Paris: CLE International, 2007. 207 p.
5. Mourlhon-Dallies F. Enseigner une langue à des fins professionnelles. Les Editions. Paris, 2008. 351 p.
6. Parpette C., Carras C., Abou Haidar L. Méthodologie de collecte des données en français sur objectif spécifique // Points communs: recherche en didactique des langues sur objectif(s) spécifique(s), avril 2015. № 2. 80 p.
7. Markey D., Kindt S. Didactique du français sur objectifs spécifiques: nouvelles recherches, nouveaux modèles. Garant Verlag/ Antwerpen, 2016. 147 p.
8. Delagneau J.-M. Les langues de spécialités // Les Langues modernes, septembre 2017. № 3. Р. 5–94.
9. Calmy A. M. Le Francais du Tourisme. Hachette, 2004. 160 р.
10. Corbeau S., Dubois Ch., Penfornis J.-L. Tourisme.com: Français professionnel. Paris: CLE International, 2013. 129 p.
11. Corbeau S., Dubois Ch., Penfornis J.-L., Semichon L. Hôtellerie-restauration.com. Paris: CLE International, 2013. 143 p.
12. Laygues A., Coll A. Le français en contexte: Tourisme. Paris: CLE International, 2013. 128 p.
13. Dussac E. Bon voyage!: Français du tourisme. Paris: CLE International, 2017. 112 р.
14. Bencini V., Cangioli M. P., Naldini F. En cuisine et en salle: français professionnel. Paris: CLE International, 2015. 256 р.
15. Уварова Н. Л. Профессиональное лингвообразование в высшей школе. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской акад. гос. службы, 2011. 296 с.
16. Черкашина Е. И. Новый подход к преподаванию иностранного языка специальности в неязыковом вузе / Профессиональное образование: модернизационные аспекты. Ростов н/Д, 2016. С. 179–210.
17. Черкашина Е. И. Вариативность языковой подготовки студентов неязыкового вуза // Вестн. Московского городского пед. ун-та. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2014. № 3 (15). С. 87–95.
18. Mourlhon-Dallies F. De l’agréable à l’utile: quand les spécialistes stimulent l’apprentissage du français. Le Français dans le monde, janvier 2017. № 409. Р. 28–29.
19. Mangiante J.-M., Desroches F. Le FOS, un exemple de recherche-action en didactique du FLE. Le Français dans le monde, janvier 2014. № 391. Р. 52–53.
20. Тарева Е. Г., Казанцева Е. М. Деятельностно-компетентностный подход к созданию учебных пособий для подготовки бакалавров // Вестн. Московского городского пед. ун-та. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2011. № 2 (8). С. 65–77.
21. Черкашина Е. И. Модель подготовки кадров для сферы туризма: французский язык для специальных целей // Multi-linguadidactica. Новый взгляд на дидактику иностранных языков в школьном и академическом обучении. Łódź (Poland), 2017. С. 205–219.
22. Герасимова С.А. Архитектоника индивидуально ориентированного учебника иностранного языка // Вестн. Московского городского пед. ун-та. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2016. № 4 (24). С. 95–103.
23. Баграмянц Н. Л. Роль и значение ролевых игр в формировании социокультурной компетенции студентов-экономистов // Современные теории и методы обучения иностранным языкам. М.: Экзамен, 2006. 381 с.
24. Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. Рига: АВОТС, 1989. 304 с.
25. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высш. шк., 1991. 207 с.
26. Mangiante J.-M. Pratiques pédagogiques et interactions en classes de FOS : apports et limites de l’organisation spatiale, de la localisation professionnelle et des conditions matérielles spécifiques // Points Communs – Recherche en didactique des langues sur objectif(s) spécifique(s). 2019. №°47. Р. 132.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Страницы: 37 — 45
Скачиваний: 666