ЭЛЕКТРОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОНЛАЙН-СРЕДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ: ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-5-7-17
Введение. Анализируется опыт внедрения дистанционных технологий на занятиях по английскому языку в вузе в условиях вынужденного перехода на удаленный формат работы. Цель – обобщение результатов анкетирования, направленного на выявление отношения студенческого и преподавательского сообществ к переводу образовательного процесса в электронный формат. Материал и методы. Материалом исследования послужили результаты анкетирования, проведенного в первые недели дистанционного обучения английскому языку и по окончании весеннего семестра 2019/20 учебного года. Для решения поставленных задач применялись следующие методы: анализ учебно-методической литературы по вопросам внедрения технологий в образовательный процесс по иностранному языку, анкетирование профессорско-преподавательского состава и студенческого контингента. Результаты и обсуждение. Впервые собраны и обобщены данные опроса об опыте использования электронной среды взамен аудиторной работы при проведении занятий по английскому языку в вузе. Рассматриваются достоинства и недостатки дистанционного обучения иностранным языкам в вузе; выявляется степень удовлетворенности участников образовательного процесса качеством преподавания иностранного языка в новом формате; описываются аспекты и особенности обучения английскому языку в онлайн-среде. Установлено, что основные сложности, с которыми столкнулись преподаватели и студенты на онлайн-занятиях, сопряжены с отсутствием живого общения, при котором задействованы как вербальные, так и невербальные каналы получения информации. В качестве несомненного преимущества удаленного способа работы перед аудиторным выступает организационно-бытовой аспект проведения занятий, что проявляется, прежде всего, в экономии временных затрат. Заключение. Проведение занятий по английскому языку в удаленном формате видится как высококачественная альтернатива традиционным занятиям в тех случаях, когда невозможна организация очной формы обучения в силу различных обстоятельств (пандемия, погодные условия и т. д.). Это обусловлено практической направленностью дисциплины «иностранный язык», при которой особую значимость приобретает живое общение, коммуникация «лицом к лицу».
Ключевые слова: электронная образовательная среда, дистанционный формат образования, обучение иностранному языку, вуз, качество преподавания
Библиография:
1. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 11 ноября 2020 г. № 1402 «О мерах по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции в образовательных организациях высшего образования». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74790194/ (дата обращения: 04.07.2020).
2. Бирюкова Л. С., Кузеванова Е. Н. Дистанционные образовательные технологии в преподавании иностранного языка в НИУ «МЭИ» // Новое в лингвистике и методике преподавания иностранных и русского языков: сб. науч. ст. XXVII Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 23–24 июня 2017 г.). СПб.: СПб. гос. эконом. ун-т, 2017. С. 252–257.
3. Владимирова Л. П. Дистанционное обучение иностранным языкам: специфика и перспективы // Иностранные языки в высшей школе. 2014. № 2. С. 68–72.
4. Мохова О. Л. Обучение иностранному языку в неязыковом вузе в условиях современной информационно-образовательной среды // Вестн. Академии. 2016. № 4. С. 151–154.
5. Еловская С. В. Использование интерактивных образовательных технологий при обучении иностранному языку в вузе // Вестн. Тамбовского ун-та. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 6 (176). С. 39–45.
6. Колыхалова О. А. Влияние инновационных педагогических технологий на формирование учебной мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка // Вестн. Православного Свято-Тихоновского гуманит. ун-та. Серия 4: Педагогика. Психология. 2018. № 51. С. 11–25.
7. Васьбиева Д. Г. Использование дистанционных образовательных технологий на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2017. № 2. С. 19–24.
8. Войкина А. Ю., Одарюк А. А. Из опыта дистанционного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 9, ч. 2. С. 158–161.
9. Гутарева Н. Ю. Дистанционное обучение иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TGPU Bulletin). 2006. Вып. 4 (55). С. 189–192.
10. Павлов И. В. Некоторые методические особенности контроля знаний в системе дистанционного образования // Открытое и дистанционное образование. 2011. № 1 (41). С. 50–53.
11. Токарь А. В., Неупокоева Е. Е. Дистанционное обучение как инструмент формирования готовности преподавателей к использованию информационных технологий // Непрерывное образование: теория и практика реализации. Материалы II Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: РГППУ, 2019. С. 300–303.
12. Воробьева С. А. Использование элементов дистанционного обучения в современном вузе: плюсы и минусы // Инновации в здоровье нации: сб. материалов V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб., 2017. С. 494–498.
13. Ректор ДВФУ Никита Анисимов: «Мы перешли на электронное обучение за 4 дня». URL: https://www.dvfu.ru/news/fefu-news/the_rector_of_the_university_nikita_anisimov_we_switched_to_e_learning_for_4_days/ (дата обращения: 04.07.2020).
14. Глушко Н. А., Михайленко Е. А. Анализ итогов входного тестирования первокурсников для стриминга в вузе как показатель готовности выпускников школ к сдаче обязательного ЕГЭ по английскому языку // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. 2020. № 3. С. 45–50.
15. Глушко Н. А. Стриминговая модель обучения иностранному языку в вузе: статистический анализ для оценки эффектов сообучения // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 1 (37). С. 134–147.
Выпуск: 5, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Страницы: 7 — 17
Скачиваний: 660