ОПТИМИЗАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-2-45-53
Введение. Рассматривается проблема оптимизации обучения русскому языку как иностранному (РКИ) с помощью компьютерных технологий на этапе довузовской подготовки китайских студентов. Обучающиеся из Китая испытывают ряд трудностей, связанных с культурными, национальными особенностями, а также с большими различиями в принципах родного и русского языков. Цель – анализ практик использования компьютерных технологий на начальном этапе изучения РКИ китайскими студентами; постулирование необходимости использования уже существующих электронных учебных комплексов, а также создания новых. Материал и методы. Методология включила поиск информации, анализ на основе сплошной выборки, систематизацию. Результаты и обсуждение. Систематизирован опыт использования электронных ресурсов. В России за последние годы создано несколько электронно-методических комплексов, которые упрощают процесс освоения РКИ. С помощью этих комплексов студент может многократно воспроизвести обучающий материал. Описан эффективный опыт применения электронных курсов на этапе довузовской подготовки в Москве, Краснодаре, Воронеже и других городах. Большая часть компьютерных комплексов касается фонетики – сложного раздела для иностранных студентов. Часть комплексов создана по темам, которые изучаются значительно позже, например «Химия», «Экономика», «Литература». Отмечен недостаток узкотематических образовательных электронных материалов для студентов начального этапа. Для эффективного обучения и комфорта в чужой языковой среде обучающемуся можно предоставить интерактивные словари. Важно, что роль преподавателя не нивелируется в ходе использования электронных сред обучения. Заключение. Интерактивные курсы служат необходимым дополнительным элементом в системе обучения РКИ, но не могут заменить тьюторского сопровождения. Отмечена описательность научных работ о функционировании электронных курсов, значит, существует необходимость количественного измерения их эффективности с помощью социологических, педагогических и статистических методов, освещения результатов в общем педагогическом дискурсе.
Ключевые слова: компьютерные технологии, русский язык как иностранный, довузовская подготовка, китайские студенты, оптимизация обучения русскому языку, мультимедийные комплексы, электронные курсы
Библиография:
1. Юй Сяолинь. Трудности обучения китайских студентов на русском языке // Научная инициатива иностранных студентов и аспирантов российских вузов: сб. докл. VIII Всерос. науч.-практ. конф. Томск: Изд-во ТПУ, 2018. С. 346–350.
2. Низкошапкина О. В. Развитие языковой и коммуникативной компетенции китайских учащихся // Русистика. 2013. № 2. С. 74–78.
3. Копытько С. В. Педагогические условия коммуникативного развития личности иностранных студентов: на примере студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, обучающихся в российском вузе: дис. … канд. пед. наук. Хабаровск, 2007. 290 с.
4. Шевелёва С. И. Учет национальных особенностей студентов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона при обучении русскому языку как иностранному // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2010. Вып. 12 (127). С. 115–118.
5. Го Цзинюань. Проблемы обучения китайских студентов-филологов учебно-профессиональному диалогическому общению на русском языке // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 9 (51), ч. 4. С. 128–130.
6. Мельникова А. А. Формирование грамматической компетенции студентов-иностранцев при помощи компьютерных технологий // Журнал Гродненского государственного медицинского университета. 2004. № 4 (8). С. 82–83.
7. Горбунова Л. И., Субботина Е. А. Использование информационных технологий в процессе обучения // Молодой ученый. 2013. № 4 (51). С. 544–547.
8. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 1999. 224 с.
9. Каменева Е. В. О роли современных компьютерных технологий в обучении русскому языку как иностранному // Альманах современной науки и образования. 2013. № 8 (75). С. 87–89.
10. Баранова И. И. Самостоятельная работа иностранных учащихся в условиях инновационной образовательной среды // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Общество. Коммуникация. Образование. 2012. № 143. С. 106–112.
11. Хромов С. С. От классического «бумажного» учебника по русскому языку как иностранному к электронному, а от него к смарт-учебнику // Русистика. 2014. № 1. С. 31–36.
12. Архангельская А. Л. Электронный вводно-фонетический курс по русскому языку для иностранных учащихся: дис. … канд. пед. наук. М., 2007. 202 с.
13. Абазова Л. М., Кочесокова М. П. Электронные средства обучения на уроках РКИ // Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. М. Н. Русецкая, Е. В. Колтакова. М.: Изд-во Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2016. С. 3–10.
14. Вязовская В. В., Злобина М. Г., Черкасов Г. В. Типология лингвотренажеров в интерактивном мультимедийном учебнике по русскому языку как иностранному // II Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан» (6–7 сентября 2017 г., Москва): сб. ст. / отв. ред. М. Н. Русецкая, Е. В. Колтакова. М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2017. С. 82–88.
15. Колтакова Е. В., Татаринова Н. В., Лешутина И. А. Портал «Образование на русском» как информационно-образовательная среда обучения иностранных слушателей на подготовительном факультете // Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: материалы II Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. М. Н. Русецкая, Е. В. Колтакова. М.: Изд-во Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2017. С. 11–16.
16. Битехтина Н. Б., Климова В. Н. Обучение фонетическому аспекту русского языка как иностранного в условиях «Электронного подфака» // Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. М. Н. Русецкая, Е. В. Колтакова. М.: Изд-во Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2016. С. 55–59.
17. Жидкова Ю. Б. Организация учебного материала в электронном курсе «Литература» в рамках межпредметной координации научного стиля речи и предметах // Актуальные вопросы реализации образовательных программ на подготовительных факультетах для иностранных граждан: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. М. Н. Русецкая, Е. В. Колтакова. М.: Изд-во Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2016. С. 122–128.
Выпуск: 2, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 45 — 53
Скачиваний: 654