КОМПОЗИЦИЯ КАК ПАРАМЕТР ОПИСАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ РЕЧЕВОГО ЖАНРА КИНОАНОНСА (НА МАТЕРИАЛЕ АНОНСОВ К ИНДИЙСКИМ ФИЛЬМАМ)
DOI: 10.23951/1609-624X-2021-1-65-72
Введение. Рассматриваются структурные элементы речевого жанра киноанонса, функционирующего в интернете. Сопоставляется структура киноанонсов разных типов, на основе полученных данных выявляется специфика композиции киноанонсов к индийским фильмам. Цель – описать композицию речевого жанра киноанонса, функционирующего в интернете. Материал и методы. Использован метод лингвостилистического анализа, включающий приемы наблюдения, сравнения, интерпретации, дискурсивного анализа. Материалом выступили 250 анонсов к индийским фильмам, написанных на русском языке и размещенных на сайте Indiankino.net. Объем текстов – 6–8 предложений (примерно 60–100 слов). Это киноанонсы к фильмам разных жанров: мелодрамам, драмам, триллерам, комедиям, боевикам и т. д. Результаты и обсуждение. Исследуемые тексты обладают схожей тематикой, относительно устойчивой композицией и повторяющимся набором средств языкового воплощения, что позволяет рассматривать киноанонс как отдельный речевой жанр. Для анализа речевого жанра киноанонса предлагается описательная модель, в основу которой положена анкета речевого жанра, разработанная Т. В. Шмелёвой: коммуникативная цель, образ автора, образ адресата, образ прошлого, образ будущего, тип диктумного содержания, особенности языкового воплощения, композиция и невербальные средства. Композиция киноанонса – один из важнейших жанрообразующих признаков. Определено, что композиция жанра киноанонсов к индийским фильмам, функционирующего в интернет-среде, включает в себя такие элементы, как заголовок, изображение (в основном постеры), дополнительная информация о фильме (имя героев и режиссера, год выхода, жанр, оригинальное название, язык, на котором доступен фильм), интернет-инструменты (рейтинг фильма, кнопки социальных сетей для обмена информацией о фильме с другими людьми), описание фильма: завязка, основная часть, концовка. Заключение. Композиционная структура разных типов киноанонсов (например, печатных киноанонсов, киноанонсов, написанных на других языках) отличается друг от друга, что зависит от времени их написания, сферы функционирования, авторского стиля. Каждый структурный элемент речевого жанра киноанонса обладает прагматическим потенциалом, служит выполнению главных функций исследуемого речевого жанра – предоставление информации о фильме и воздействие на адресата, привлечение его внимания к картине.
Ключевые слова: речевой жанр, композиция, киноанонс, фильм, кино, Индия
Библиография:
1. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров: в 7 т. Т. 5: Работы 1940–1960 гг. М.: Русские словари, 1996. С. 159–206.
2. Горошко Е. И., Жигалина Е. А. Виртуальное жанроведение: устоявшееся и спорное // Вопросы психолингвистики. 2010. № 12. С. 105–123.
3. Горошко Е. И. Теоретический анализ Интернет-жанров: к описанию проблемной области // Жанры речи. Саратов: Издательский центр «Наука», 2007. Вып. 5: Жанр и культура. С. 370–389.
4. Горошко Е. И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии // Жанры речи. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. Вып. 6: Жанр и язык. С. 111–127.
5. Вартанова Е. Л., Ткачева Н. В., Филаткина Г. С., Эль-Бакри Т. В. Индийские медиа на орбитах мультикультурализма и либерализации // Медиасистемы стран БРИКС: исторический генезис, особенности функционирования. М.: Аспект Пресс, 2018. С. 86–114.
6. Lipkov A., Mathew Th.J. India’s Bollywood in Russia // India International Centre Quarterly 21. 1994. № 2/3. Р. 185–194.
7. Нефёдова Д. Н. Судьба индийского кинематографа в России // Вестн. ВГИК. 2016. № 4 (30). С. 66–74.
8. Колодная Ю. А. Лингвопрагматические характеристики печатного креолизованного текста киноанонса (на материале немецкого языка): автореф. дис. … канд. филол. наук. Самара, 2006. 21 с.
9. Федотовских Т. Г. Средства привлечения зрительского внимания в киноанонсе как рекламном жанре // Речевая коммуникация в современной России: материалы III Междунар. конф.: в 2 т. (Омск, 27–30 июня, 2013 г.). Омск: Изд-во Омского гос. ун-та им. Ф. М. Достоевского, 2013. С. 506–516.
10. Рогалева О. С. Современный киноанонс как тип текста: структурное и языковое оформление // Коммуникативные исследования. 2015. № 3 (5). С. 76–86.
11. Дмитриева В.А. Эффективность языково-стилистических приемов в киноанонсах // Вестн. МГУП им. Ивана Фёдорова. 2016. № 2. С. 152–156.
12. Алексеева М. Г., Осипян К. П. Специфика реализации информационной и апеллятивной функций киноанонса (на материале современного немецкого языка) // Вопросы филологии и переводоведения в контексте современных исследований: сб. науч. ст. XI Междунар. науч.-практ. конф. «Вопросы языковой динамики и лингводидактики: современные взгляды и научные исследования» (Чебоксары, 26 апреля 2019 г.). Чебоксары: Изд-во Чувашского гос. пед. ун-та, 2019. С. 3–7.
13. Панченко С.А. Лінгвістичні параметри кіноанонсу: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Днепропетровск, 2008. 20 с.
14. Анисимов В. Е., Борисова А. С., Консон Г. Р. Лингвокультурная локализация кинозаголовков // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Серия: Лингвистика. 2019. Т. 23, № 2. С. 435–459.
15. Петров Н. М., Крапивкина О. А. Кинозаголовок и его прагматическая функция // Молодежный вестник ИрГТУ. 2018. Т. 8, № 3. С. 191–193.
16. Chen Yunru, Gao Xiaofang. A Multimodal Discourse Analysis of Movie Posters. 2013. 10.5176/2251-3566_L313.106.
17. Moulton Carter. ‘Announcement’ Trailers and the Inter-Temporality of Hollywood Blockbusters // International Journal of Cultural Studies. 2019. Vol. 22, № 3. Р. 434–449. DOI: 10.1177/1367877918794686
18. Шмелёва Т. В. Модель речевого жанра // Жанры речи: сб. науч. ст. Саратов, 1997. С. 91–96.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ И КОММУНИКАТИВНОЙ СТИЛИСТИКИ ТЕКСТА
Страницы: 65 — 72
Скачиваний: 708