СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ И ТЕХНОСФЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-6-177-184
Введение. Правильный и рациональный выбор своей будущей профессии является определяющим фактором в жизни любого человека. Большинство абитуриентов на момент поступления в какой-либо вуз зачастую не имеет представления о роде деятельности, не может проанализировать все позитивные и негативные стороны работы, что препятствует выбору подходящей им специальности ввиду отсутствия интересов и склонностей к данному виду занятий. Решением проблемы здесь может выступить профориентационная работа. Цель – обосновать целесообразность проведения вузами профориентационной работы для оказания помощи абитуриентам в выборе будущей профессиональной деятельности на примере Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России. Материал и методы. Для оценки значимости профориентации в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России был проведен ряд экспериментов. Объектом исследования был выбран контингент из бакалавров, магистров и профессорско-педагогического состава. Цель проведения экспериментов – определение облика выпускника – высококвалифицированного специалиста методом проведения анкетирования. Результаты и обсуждение. Полученные статистические данные рассчитывались при помощи специальной компьютерной программы. Проводится анализ профориентационной работы в вузе: ее актуальность, значимость, необходимость для обучающихся. Приводится анализ исследований, проведенный в трех группах (бакалавров, магистров и профессорско-преподавательского состава), по определению облика будущего специалиста. Показывается подход к ее проведению в выпускных классах школ, во время «Дня открытых дверей» в аудиториях, учебном центре. Профориентационная работа позволит привлечь в Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России значительно больше поступающих по специальности «Пожарная безопасность» и направлению подготовки «Техносферная безопасность», тем самым поднять рейтинг вуза, а абитуриентам сделать правильный выбор в определении будущей профессии. Заключение. Профориентация должна явиться одним из основных инструментов, позволяющим абитуриентам понять, осмыслить, оценить свои желания, возможности, сопоставить их с требованиями, предъявляемыми к данной специальности в вузе.
Ключевые слова: профориентация, профессия, специальность, абитуриент, обучающийся, выпускник, профессорско-педагогический состав, эксперимент, анкетирование
Библиография:
1. Воронин С. В. Использование перспективных технологий для повышения профессиональной подготовки в образовательном процессе вуза // Развитие военной педагогики в XXI веке: материалы VI Межвузовской научно-практ. конф. СПб.: ВАС, 2019. C. 114–117.
2. Кузьмина Т. А., Петрова Н. В., Скодтаев С. В. Технологии педагогического дизайна как инструмент учебного интерактива // Психолого-педагогические проблемы безопасности человека и общества. 2017. № 4 (37). C. 42–46.
3. Скрипник И. Л., Воронин С. В. Развитие учебно-материальной базы кафедры как одна из составляющих образовательного процесса // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: материалы Международной научно-практ. конф. Санкт-Петербург, 1 июня 2017 года. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2017. C. 257–261.
4. Медведева Л. В., Пермяков А. А. Теоретико-методологические аспекты и проблемы профессионализации инженерных кадров в техническом вузе // Природные и техногенные риски (Физико-математические и прикладные аспекты). 2018. № 1 (25). C. 47–55.
5. Скрипник И. Л., Воронин С. В. Основные направления совершенствования подготовки специалистов ГПС МЧС России // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: материалы Международной научно-практ. конф. Санкт-Петербург, 1 июня 2017 года. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2017. C. 241–243.
6. Шарапов С. В., Кузьмина Т. А. Информационная объектно-ориентированная система для подготовки пожарно-технических экспертов // Вестник Санкт-Петербургского ун-та ГПС МЧС России. 2017. № 1. С. 165–170.
7. Еременко С. П., Медведева Л. В., Крюкова М. С. Структурная модель учебно-методического комплекса «Математика для инженеров пожарной безопасности» // Природные и техногенные риски (Физико-математические и прикладные аспекты). 2017. № 1 (21). C. 68–72.
8. Медведева Л. В., Макарчук Г. В. Теоретико-методологические основания организации мониторинга знаний обучающихся в техническом военном (военизированном) вузе // Природные и техногенные риски (Физико-математические и прикладные аспекты). 2017. № 2 (22). C. 50–57.
9. Седнев В. А. Методология оценки устойчивости и развития структуры организаций системы образования, осуществляющих образовательную деятельность // Природные и техногенные риски (Физико-математические и прикладные аспекты). 2018. № 2 (26). C. 111–117.
10. Ксенофонтов Ю. Г. Особенности подготовки сотрудников МЧС России к осуществлению ими профессиональной деятельности в условиях повышенного риска // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений: сб. науч. ст. по итогам работы четвертого круглого стола со всероссийским и международным участием. 29–30 апреля 2020 г. Шахты: Конверт, 2020. Ч. 3. С. 107–109.
11. Ксенофонтов Ю. Г. Психологические аспекты процесса профессиональной подготовки курсантов в вузах МЧС России // Юридическая наука в XXI веке: актуальные проблемы и перспективы их решений: сб. науч. ст. по итогам работы четвертого круглого стола со всероссийским и международным участием. 29–30 апреля 2020 г. Шахты: Конверт, 2020. Ч. 3. С. 110–112.
12. Каверзнева Т. Т., Леонова Н. А. Обеспечение преемственности лабораторных практикумов в инженерной подготовке выпускника высшей школы по направлению «Техносферная безопасность» // Безопасность жизнедеятельности. 2015. № 12. C. 52–55.
13. Leonova N., Avdeeva M., Kaverzneva T. Developing Individuals’ Professional Qualities in the course of Technosphere Safety Specialists Training // 2019. E3S Web of Conferences. EECE-2019. 2019. Vol. 140, 08008. DOI: https://doi.org/10.1051/e3sconf/201914008008
14. Башаричев А. В., Каверзнева Т. Т., Ксенофонтов Ю. Г. Опыт работы преподавательского состава кафедр двух университетов с выпускниками // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: материалы Международной научно-практ. конф., 14 июня 2019 г. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2019. С. 121–125.
15. Савельев Д. В., Скрипник И. Л., Воронин С. В. Актуальные вопросы повышения уровня подготовки сотрудников к выполнению профессиональных обязанностей в системе МЧС России // Подготовка кадров в системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: материалы Международной научно-практ. конф. Санкт-Петербург, 1 июня 2017 года. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2017. С. 245–248.
16. Кузьмина Т. А., Кузьмин А. А. Структура информационного обеспечения практических занятий в вузах МЧС России // Природные и техногенные риски (Физико-математические и прикладные аспекты). 2019. № 2 (30). С. 50–57.
17. Скрипник И. Л., Воронин С. В., Балабанов В. А. Проведение объектовых занятий в интерактивной форме // Актуальные вопросы естествознания: сб. материалов II Межвузовской научно-практ. конф., Иваново, 12 апреля 2017 г. Иваново: Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2017. С. 142–143.
18. Kaverzneva T. T., Leonova N. A. Educational Programs Creation Concept for «Technosphere Safety» Direction // Bezopasnost’ v tekhnosfere [Safety in Technosphere]. 2016. I. 6. Р. 57–64. DOI: 10.12737/3664
19. Leonova N. A., Kaverzneva T. T., Borisova M. A., Skripnick I. L. Integration of Physics Courses and Operating Security Courses in the Education in the Technosphere Safety Area // Proceedings of 2018 17th Russian Scientific and Practical Conference on Planning and Teaching Engineering Staff for the Industrial and Economic Complex of the Region. PTES, 2018. Р. 213–215.
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ
Страницы: 177 — 184
Скачиваний: 615