РЕШЕНИЕ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ ЗАДАЧ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-6-84-91
Введение. Рассматривается взаимосвязь четырех составляющих аспектов занятия по иностранному языку (согласно Е. И. Пассову): 1) познавательного; 2) развивающего; 3) воспитательного и 4) учебного. Занятие построено на методических принципах персеверативности и ассоциативности, которые наглядно объясняются при решении лексикографических задач по поиску общего значения в смысловом гнезде иностранного слова на примере английского и французского языков. Интегративный подход к методике проведения занятия позволяет динамично и логично решать учебные цели, периодически акцентируя разные аспекты. Конечная и глобальная цель языкового занятия и вообще учебного процесса, такая как воспитание профессиональной, самостоятельно мыслящей личности, может быть достигнута только в постоянной мыслительной (интериоризованное действие) и коммуникативной практике. Цель – показать тесную взаимосвязь разных задач занятия, выдвигаемых известным отечественным методистом Е. И. Пассовым, сделав акцент на работе со словарем и работе с иностранной лексикой, концентрацию учебного процесса вокруг личности преподавателя. Материал и методы: лексикографический анализ, сравнительно-сопоставительный метод, этимологический экскурс, метод ассоциативных связей, интегративный междисциплинарный подход. Результаты и обсуждение. Проанализирован каждый глобальный аспект занятия по иностранному языку на примере опыта практических занятий авторов статьи с точки зрения эффективности смены разнообразных видов работы. Показана необходимость словарной ассоциативной работы в освоении иностранного языка как наиболее свободного от рамок аспекта с точки зрения личных ассоциаций, организующая, дирижерская роль педагога в учебном процессе. Выделена необходимость постоянной коммуникативной практики изучения иностранного языка. Самоорганизация, самодисциплина и самооценка студентов выдвигаются на первое место при любой учебной работе. Заключение. Решение коммуникативных задач занятия по иностранному языку основывается на принципах интегративности, персеверативности и ассоциативных связей, творческого мышления в рамках решения познавательной, развивающей, воспитательной и учебной задач. Проблема становления профессионала, выработки самостоятельного творческого мышления всегда будет актуальна в педагогике и методике преподавания.
Ключевые слова: лексикографические задачи, интегративность, персеверативность, ассоциативность, интериоризация действий, функциональная психология
Библиография:
1. McNamara D. Classroom Pedagogy and Primary Practice. London; New York: Routledge, 2002. 176 p.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2008. 713 с.
3. Бехтер А. Ю. Реализация гуманизации образовательного процесса в профессионально-личностном саморазвитии студентов (на примере изучения иностранного языка в неязыковом вузе) // Современные направления в лингвистике и преподавании языков: проблема метода: сб. науч. ст. по материалам III Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2019. С. 5–8.
4. Никандров Н. Д., Грохольская О. Г. Профессиональная деятельность, ее сущность, структура и содержание. Особенности личностной составляющей развития специалиста-профессионала // Научные исследования в образовании. 2013. № 1. С. 18–24.
5. Пассов Е. И. Урок иностранного языка. М.: Глосса-Пресс; Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 321 с.
6. Мюллер В. К. Новый англо-русский словарь. М.: Русский язык – Медиа, 2005. 945 с.
7. Гак В. Г., Ганшина К. А. Новый французско-русский словарь. М.: Русский язык, 1997. 1195 с.
8. Английский этимологический словарь. URL: http://www.вокабула.рф/ (дата обращения: 27.04.2020).
9. Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет // Педагогический поиск. М.: Педагогика, 1987. 542 с.
10. Богословская И. В. Организация мыслительного процесса при понимании знакомого и незнакомого текста // Вопросы обучения иностранным языкам: методика, лингвистика, психология. Уфа, 2008. 411 с.
11. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл, Эксмо, 2005. 1136 с.
12. Шацкий С. Т. Умом и сердцем. М.: Изд-во полит. литературы, 1965. 368 c.
13. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. М., 2007. 208 c.
14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / сост. В. А. Лукова. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 526 с.
15. Школа здравомыслия. Афоризмы и мысли выдающихся людей / авт.-сост. В. Н. Зубков. М.: АСТ: Астрель, 2007. 605 с.
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ОБЩЕЕ И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 84 — 91
Скачиваний: 511