ФОРМИРОВАНИЕ БИЛИНГВАЛЬНОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ НАЦИОНАЛЬНО-РУССКОГО ДВУЯЗЫЧИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-6-27-38
Введение. В процессе билингвального обучения школьники должны не только качественно усвоить содержание учебного предмета, но также преодолеть языковые затруднения. Учитывая взаимосвязь между речевой и математической деятельностью, раскрываются сущность и структура билингвальной математической компетенции, сформированность которой позволяет обучающимся-билингвам успешно усваивать программу основной школы в условиях национально-русского двуязычия. Также предложены некоторые пути формирования билингвальной математической компетенции, сосредоточенные на развитии культуры математической речи, а также обучении школьников применению поликультурных знаний. Цель – описать методику формирования билингвальной математической компетенции у обучающихся основной школы в условиях национально-русского двуязычия. Материал и методы. Были использованы теоретические методы сравнительного анализа, синтеза и обобщения содержания отечественной и зарубежной научно-методической литературы по теме исследования. Результаты и обсуждение. В ходе работы проанализированы исследования, которые указывают на тесную взаимосвязь между языком обучения и предметным математическим содержанием. Было установлено, что в условиях билингвального образования необходимо учитывать родной язык обучающихся. Кроме того, выявлено, что уровень владения родным и русским языками влияет на математические достижения обучающихся-билингвов. Данный анализ показал, что результатом билингвального обучения должен стать синтез определенных компетенций, обеспечивающий высокий уровень владения языком и глубокое освоение предметного содержания. Заключение. В ходе исследования уточнено понятие «билингвальная математическая компетенция», синтезирующее в себе предметный, специальные языковые (на родном и русском языках) и межкультурный компоненты. Была представлена система математических задач, которая направлена на развитие математической речи обучающихся, что обеспечивает формирование предметного и специальных языковых компонентов, а также уточнены понятия, которые должны быть заключены в сюжете текстовых математических задач для формирования межкультурного компонента билингвальной математической компетенции. Результаты данного исследования в дальнейшем послужат основой для проведения экспериментального исследования по проверке эффективности предложенных средств обучения, которые разработаны для формирования билингвальной математической компетенции.
Ключевые слова: билингвизм, билингвальная математическая компетенция, битекст, культура математической речи, школьник-билингв, язык обучения
Библиография:
1. Качалов Н. А., Полесюк Р. С. Билингвальное образование как средство межкультурной подготовки учителя иностранного языка // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSРU Bulletin). Серия: Гуманитарные науки (филология). 2006. Вып. 9 (60). С. 90–93.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/bf7fadb3532c712ccd28cc2599243fb8018ed869/
3. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (ред. от 06.12.2018). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/
4. Закон Республики Саха (Якутия) от 16.10.1992 № 1170-XII «О языках в Республике Саха (Якутия)» (с изменениями на 30.05.2017). URL: http://docs.cntd.ru/document/804911252
5. Петрова А. И. Становление и развитие системы двуязычного образования: история, теория, опыт, перспективы (на примере математического образования в Республике Саха (Якутия)) (на материалах Якутии XVIII–XX вв.) / под науч. ред. Г. Л. Луканкина. М.: Изд-во МГОУ, 2004. 161 с.
6. Вайнрайх У. Одноязычие и многоязычие // Новое в лингвистике. М.: Прогресс, 1972. С. 25–60.
7. Жеребило Т. В. Термины и понятия лингвистики: Общее языкознание. Социолингвистика: словарь-справочник (960 словарных статей). Нарзань: Пилигрим, 2011. 280 с.
8. Cirillo M., Bruna K. R., Herbel-Eisenmann B. Acquisition of Mathematical Language: Suggestions and Activities for English Language Learners // Multicultural Perspectives. 2010. № 12 (1). Р. 34–41. DOI: 10.1080/15210961003641385
9. Ron P. Spanish-English Language Issues in the Mathematics Classroom // Changing the Faces of Mathematics: Perspectives on Latinos / ed. by L. Ortiz-Franco, N. G. Hernandez, Y. de la Cruz. Reston, VA: National Council of Teacher of Mathematics, 1999. Р. 23–34.
10. Kempert S., Saalbach H., Hardy I. Cognitive benefits and costs of bilingualism in elementary school students: The case of mathematical word problems // Journal of Educational Psychology. 2011. № 103 (3). Р. 547–561. DOI: http://dx.doi.org/10.1037/a0023619
11. Abedi J., Lord C. The language factor in mathematics tests // Applied Measurement in Education. 2001. № 14 (3). Р. 219–234. DOI: https://doi.org/10.1207/S15324818AME1403_2
12. Tarelli I., Schwippert K., Stubbe T. C. Mathematische und naturwissenschaftliche Kompetenzen von Schülerinnen und Schülern mit Migrationshintergrund // TIMSS 2011: Mathematische und naturwissenschaftliche Kompetenzen von Grundschulkindern in Deutschland im internationalen Vergleich / eds. By W. Bos, H. Wendt, O. Köller, C. Selter. Münster: Waxmann, 2012. Р. 247–267.
13. Ufer S., Reiss K., Mehringer V. Sprachstand, soziale Herkunft und Bilingualität: Effekte auf Facetten mathematischer Kompetenz // Sprache im Fach / eds. By M. Becker-Mrotzek, K. Schramm, E. Thürmann, H. J. Vollmer. Münster: Waxmann, 2013. Р. 185–202.
14. Paetsch J., Radmann S., Felbrich A., Lehmann R., Stanat, P. Sprachkompetenz als Prädiktor mathematischer Kompetenzentwicklung von Kindern deutscher und nicht-deutscher Familiensprache // Zeitschrift für Entwicklungspsychologie und Pädagogische Psychologie. 2016. № 48. S. 27–41.
15. Paetsch J., Felbrich A., Stanat P. Der Zusammenhang von sprachlichen und mathematischen Kompetenzen bei Kindern mit Deutsch als Zweitsprache // Zeitschrift für Pädagogische Psychologie. 2015. № 29. S. 19–29.
16. Bochnik K., Ufer S. Die Rolle (fach-)sprachlicher Kompetenzen zur Erklärung mathematischer Kompetenzunterschiede zwischen Kindern mit deutscher und nicht-deutscher Familiensprache // Zeitschrift für Grundschulforschung. 2016a. № 9 (1). S. 135–147.
17. Prediger S., Wessel L. Fostering German-language learners’ constructions of meanings for fractions: design and effects of a language-and mathematics-integrated intervention // Mathematics Education Research Journal. 2013. № 25 (3). S. 435–456.
18. Halliday M. A. K., MacIntosh A., Strevens P. The Linguistic Sciences and Language Teaching. London: Longman, 1964.
19. Halliday M. A. K. Language as Social Semiotic. London: Edward Arnold, 1978. Р. 195.
20. Gabler L., Ufer S. Sprachliche Flexibilität von Grundvorstellungen zu Addition und Subtraktion – Eine Vorstudie zu einem Förderkonzept für die zweite Jahrgangsstufe // Journal für Mathematikdidaktik, under revision. (n.d.).
21. Cummins J. BICS and CALP: empirical and theoretical status of the distinction // Encyclopedia of language and education Berlin. Heidelberg: Springer, 2008. Р. 487–499.
22. Schleppegrell M. J. Linguistic features of the language of schooling // Linguistics and Education. 2001. № 12 (4). Р. 431–459.
23. Cummins J. Interdependence of first – and second – language proficiency in bilingual children // Language Processing in Bilingual children / ed. by E. Bialystok. Cambridge: Cambridge University Press, 1991. P. 70–89.
24. Дорофеев Г. В. О некоторых особенностях реального языка математики // Математика в школе. 1999. № 6. С. 4–12.
25. Duarte J., Gogolin I., Kaiser G. Sprachlich bedingte Schwierigkeiten von mehrsprachigen Schülerinnen und Schülern bei Textaufgaben // Mathematiklernen unter Bedingungen der Mehrsprachigkeit. Stand und Perspektive der Forschung und Entwicklung in Deutschland / hrsg. E. Özdil, S. Prediger. Münster: Waxmann, 2011. S. 35–54.
26. Paetsch J., Felbrich A. Longitudinale Zusammenhänge zwischen sprachlichen Kompetenzen und elementaren mathematischen Modellierungskompetenzen bei Kindern mit Deutsch als Zweitsprache // Psychologie in Erziehung Und Unterricht. 2016. Vol. 1. P. 16–33. DOI: https://doi.org/10.2378/peu2016. art03d
27. Plath J., Leiss D. The impact of linguistic complexity on the solution of mathematical modelling tasks // Springer Science and Business Media LLC. 2018. Vol. 50. P. 159–171. DOI: https://doi.org/10.1007/s11858-017-0897-x
28. Prediger S., Krögeloh N. Low achieving eighth graders learn to crack word problems: a design research project for aligning a strategic scaffolding tool to students’ mental processes // ZDM Mathematics Education. 2015. № 47 (6). Р. 947–962.
29. Vukovic R. K., Lesaux N. The language of mathematics: Investigating the ways language counts for children’s mathematical development // Journal of Experimental Child Psychology. 2013. Vol. 115 (2). P. 227–244. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jecp.2013.02.002
30. Leiss D., Schukajlow S., Blum W., Messner R., Pekrun R. Zur Rolle des Situationsmodells beim mathematischen Modellieren – Aufgabenanalysen, Schülerkompetenzen und Lehrerinterventionen // Journal Für Mathematik-Didaktik. 2010. Vol. 31. P. 119–141. DOI: https://doi.org/10.1007/s13138-010-0006-y
31. Maier H., Schweiger F. Mathematik und Sprache: Zum Verstehen und Verwenden von Fachsprache im Mathematikunterricht. Wien, 1999.
32. Morek M., Heller V. Bildungssprache – Kommunikative, epistemische, soziale und interaktive Aspekte ihres Gebrauchs // Zentralblatt Für Didaktik Der Mathematik. 2012. № 57 (1). S. 67–101.
33. Wessel L. Fachund sprachintegrierte Förderung durch Darstellungsvernetzung und Scaffolding. Ein Entwicklungsforschungsprojekt zum Anteilbegriff [Content and language integrated support by linking representations and through scaffolding]. Heidelberg: Springer Spektrum, 2015.
34. Cummins J. The role of primary language development in promoting education success for language minority students // California State Department of Education (Eds.), Schooling and language minority students. A theoretical framework. Los Angeles: National Dissemination and Assessment Center, 1981. Р. 3–49.
35. Clarkson P. C. Language and mathematics. A comparison of bilingual and monolingual students of mathematics // Educational Studies in Mathematics. 1992. № 23 (4). P. 417–429.
36. Clarkson P. C., Dawe L. NESB migrant students studying Mathematics: Vietnamese students in Melbourne and Sydney // Proceedings of the 21st Conference of the International Group for the Psychology of Mathematics Education. Lahte, Finland: International Group for the Psychology Mathematics Education, 1997. Vol. 2. P. 153–160.
37. Moschkovich J. A situated and sociocultural perspective on bilingual mathematics learners // Mathematical Thinking and Learning. Philadelphia, USA: Taylor & Francis, Inc., 2002. № 4 (2-3). P. 189–212.
38. Secada W. C. Race, ethnicity, social class, language and achievement in mathematics // Handbook of Research on Mathematics Teaching and Learning. New York: MacMillan, 1992. P. 623–661.
39. Setati M. Researching mathematics education and language in multilingual South Africa // The Mathematics Educator. Athens, USA: Mathematics Education Student Association, 2002. № 12 (2). P. 6–20.
40. Зембатова Л. Т. Реализация принципа полилингвальности в процессе изучения математики в национальной школе // European Social Science Journal. 2011. № 3. С. 44–48.
41. Зембатова Л. Т. Повышение качества начального образования в национальной школе на основе полилингвального и поликультурного подходов: на примере дисциплины «Математика»: дис. ... д-ра пед. наук. Владикавказ, 2014. 386 c.
42. Ширин А. Г. Билингвальное образование в отечественной и зарубежной педагогике: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2007. 54 с.
43. Салехова Л. Л. Модель и уровни реализации технологии формирования билингвальной предметной компетенции будущих учителей // Вестник ТГГПУ. 2010. Вып. 20. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-i-urovni-realizatsii-tehnologiiformirovaniya-bilingvalnoy-predmetnoy-kompetentsii-buduschih-uchiteley (дата обращения: 28.04.2020).
44. Cummins J. Language. Power and Pedagogy Bilingual Children in the Crossfire. Clevedon: Multilingual Matters, 2000.
45. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Эйдос. 2002. № 2. С. 58–64.
46. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса: пер. с англ. / под ред., с предисл. В. А. Звегинцева. М.: Изд-во МГУ, 1972. 259 с.
47. Hymes D. H. Sociolinguistics. Selected Readings. Harmondsworth: Penguin Education, 1972. P. 269–293.
48. Семенова Ю. Л. Формирование билингвальной коммуникативной компетенции учащихся гимназии в условиях диалога культур // Вестник Сургутского гос. пед. ун-та. 2011. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-bilingvalnoykommunikativnoy-kompetentsii-uchaschihsya-gimnazii-v-usloviyah-dialoga-kultur (дата обращения: 14.08.2020).
49. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
50. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 10–13.
51. Шишов С. Е., Кальней В. А. Школа: мониторинг качества образования. М.: Пед. об-во России, 2000. 320 с.
52. Лунькова Т. М. Формирование компетенций на уроках математики. URL: http://festival.1september.ru/articles/530530/ (дата обращения: 24.04.2020).
53. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорения на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. 160 с.
54. Калашников М. М. К вопросу о сущности понятия способностей в педагогике и психологии // Вестник БГУ. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-suschnosti-ponyatiya-sposobnostey-v-pedagogike-i-psihologii (дата обращения: 05.05.2020).
55. Евсюкова Н. И. Психолого-педагогические условия формирования готовности юношей допризывного возраста к службе в вооруженных силах. Владимир: ВГГУ, 2009. 192 с.
56. Зембатова Л. Т. Формирование билингвальной (осетинско-русской) математической компетенции на начальном этапе обучения // Вестник ГУУ. 2013. № 21. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-bilingvalnoy-osetinsko-russkoymatematicheskoy-kompetentsii-na-nachalnom-etape-obucheniya (дата обращения: 28.05.2020).
57. Schmölzer-Eibinger S., Dorner M., Langer E., Helten-Pacher M. Sprachförderung im Fachunterucht in sprachlich heterogenen Klassen. Stuttgart: Klett, 2013.
58. Masch N. Grandsatre dea bilingual deatsch − franyosischen Bildungsgangs an Gymnaien in Deutschland // Der fremdsprachliehe Unerrieht. 1993. № 9 (1). S. 4–8.
59. Певзнер М. Н., Ширин А. Г. Билингвальное образование в контексте мирового опыта (На примере Германии). Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 1999. 96 с.
60. Turman E. Bilingualen Lernen. Wege zur Mehrsprachingkeit // Neue deutsche Scule. 1994. № 46. S. 34–36.
61. Павлова Е. С. Методика билингвального обучения химии учащихся основной школы: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2011. 155 c.
62. Salekhova L., Danilov A., Spiridonova N. Anyameluhor N. BI-texts in the context of national-russian bilingual education // Gênero & Direito. 24 dez. 2019. Vol. 8, № 7.
63. Шармин Д. В. Формирование культуры математической речи учащихся в процессе обучения алгебре и началам анализа: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005. 212 с.
64. Якутско-русский, русско-якутский терминологический словарь по математике для учащихся основной школы / сост. Н. И. Спиридонова, А. Д. Саввинова. Якутск: Дани-Алмас, 2016. 88 с.
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ЭТНОПЕДАГОГИКА
Страницы: 27 — 38
Скачиваний: 629