РЕАЛИЗАЦИЯ МИФОПОЭТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ЛЕГИТИМАЦИИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ЯПОНСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-6-20-26
Введение. Рассматривается описание реализации одной из четырех дискурсивных стратегий процесса легитимации, выделенных известным дискурс-аналитиком Т. ван Леувеном, ‒ мифопоэтической стратегии. Целью настоящего исследования определено выявление и комплексное описание специфических черт реализации мифопоэтической стратегии легитимации институционализированных ценностей в японском педагогическом дискурсе. Материал и методы. Материалом исследования служат японские учебники по школьному предмету («Моральное воспитание») для младшей и средней школы, разработанные японским Министерством образования – MEXT. В качестве основных инструментов исследования использованы методы дискурс-анализа и критического дискурс-анализа, а также метод интерпретации и лингвокультурологический метод. Результаты и обсуждение. На страницах учебника мы можем проследить реализацию всех субстратегий, которые Т. ван Леувен включает в мифопоэтическую стратегию. Поучительный рассказ демонстрирует, как с помощью упорства и трудолюбия, напрямую связанными с японской ценностной доминантой гамбари, главный герой достигает успеха. Обращение к этой ценностной доминанте есть и в другом рассказе, который относится к инвертированному повествованию. Инвертированность в описанном рассказе достигается за счет наделения животных, живущих в лесу, качествами реальных социальных акторов – обычных японцев. Апокрифический рассказ, напротив, иллюстрирует, как своенравие главного героя и его нежелание подчиняться общественным устоям приводят к постепенному исключению его из общества. Рассказ, рассматриваемый в качестве примера символического повествования, представляет собой аллюзию, источником которой является само японское общество с его законами и традициями. А моделируемая в нем проблема включения детей-инвалидов и детей с отклонениями в развитии в современное общество находит прямое отражение в современной образовательной политике Японии. Заключение. Проведенный анализ учебников курса «Моральное воспитание» позволяет выделить основные направления японской педагогической мысли, а также выявить те институционализированные ценностные установки, которые транслируются японскому подрастающему поколению посредством педагогического дискурса. И хотя японское образование построено по образцу западных стран, легитимируемые на страницах учебников морально-этические нормы находятся в тесной связи с традиционными ценностями.
Ключевые слова: педагогический дискурс, легитимация, дискурсивные стратегии, дискурс-анализ, мифопоэзис, японский язык, японское образование
Библиография:
1. Дейк Т. А. Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации: пер. с англ. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 342 с.
2. Matre S., Solheim R. Opening Dialogic Spaces: Teachers’ Metatalk on Writing Assessment // International Journal of Educational Research. 2016. Vol. 80. P. 188–203. DOI: 10.1016/j.ijer.2016.07.001
3. Leeuwen T. Discourse and Practice: New tools for critical discourse analysis. Oxford: Oxford University Press, 2008. 184 p.
4. Колмогорова А. В. Легитимация как социополитический феномен и объект дискурс-анализа // Политическая лингвистика. 2018. № 1 (67). С. 33–40.
5. Leeuwen T. Representing social action // Discourse & Society. 1995. Vol. 6, № 1. P. 81–106.
6. Reshef Y., Keim C. Bad Time Stories: Government-Union Conflicts and the Rhetoric of Legitimation Strategies. University of Toronto Press, 2014. 240 p.
7. Simmons R., Smyth J. Crisis of youth or youth in crisis? Education, employment and legitimation crisis // International Journal of Lifelong Education. 2016. Vol. 35. P. 136–152. DOI: 10.1080/02601370.2016.1164470
8. Изотова Н. Н. Влияние норм традиционной японской морали на формирование концепта «счастье» // Вестник МГИМО. 2011. № 3. С. 253–258.
9. Tanaka L. Gender, Language and Culture. A Study of Japanese Television Interview Discourse. Amsterdam/Philadelphia: John Benjamins, 2004. 251 p.
10. Hamilton H., Schiffrin D., Tannen D. The Handbook of discourse analysis. Cornwall: T.J. International, 2001. 874 p.
11. Большой толковый словарь японского языка Дайдзисэн. URL: https://daijisen.jp/digital/ (дата обращения: 10.06.2020).
12. Прасол А. Ф. О специфике труда и отдыха в Японии (культурологический аспект) // Известия Восточного ин-та. 2007. № 14. С. 256–269.
13. Нурутдинова А. Р. Образование в Японии: проблема агрессии детей и подростков // Социальная педагогика. 2012. № 3. С. 97–108.
14. Сирота А. Японская система образования глазами директора средней школы. URL: https://www.nippon.com/ru/currents/d00012 (дата обращения: 10.06.2020).
15. Овчинников В. В. Сакура и дуб. М.: АСТ: Восток-Запад, 2009. 448 с.
16. Сосновская Е. А. Специфика морального сознания японцев // Этическая мысль. 2009. № 9. С. 146–164.
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ЭТНОПЕДАГОГИКА
Страницы: 20 — 26
Скачиваний: 577