ИНТЕГРАТИВНЫЙ КУРС ЛЕКСИКИ ЯЗЫКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ»
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-4-183-191
Введение. Рассмотрены современные методы обучения лексике языка специальности «Русский язык как иностранный» (РКИ), выдвинут на обсуждение интегративный курс с многоканальным предъявлением учебного материала и принципы его организации. За основу такой программы взят курс аудирования учебных лекций, построенный исключительно на материале аутентичных лекционных фрагментов. Глоссарии лекций, являясь материалом для повторения основных трудностей русского произношения для инофонов, в то же время представляют предметный ряд дисциплины. В результате выстраивается компактный многоцелевой курс, охватывающий такие области, как фонетика/акцентуация/ритмика в совокупности с лексикой/грамматикой/логикой/композицией/риторикой/анализом текста звучащего и письменного/развитием речи. Поскольку типология заданий по каждой лекции обширна и воспроизводится неоднократно, учащиеся получают возможность увидеть каждый предмет с разных сторон в его единстве и противоречиях. Цель статьи – описание передаваемых интегративно знаний и представление ряда способов работы со знанием в ходе подобного обучающего курса. Материал и методы. Ведущим методом исследования послужил сопоставительный анализ гипотетических и реальных способов соединения разных целей и задач функционального курса русского языка как иностранного в едином курсе. Результаты и обсуждение. Выяснилось, что цели и задачи формирования ряда разных по своей природе компетенций совместимы в едином курсе обучения. Несущей основой такого курса может служить аудирование как вид речевой деятельности, а отрабатываемые в обсуждаемом трехчастном учебном комплексе умственные действия (извлечение информации из неоднородных источников, предлагаемых на разных носителях, сопоставление явлений, выделение главного, составление из разрозненных элементов целого, формулирование общей и частных проблем, исчисление аспектов проблемы) формируют определенный тип мышления, необходимый не только обучающимся по специальности «Филология: Лингвистика: Литературоведение». Заключение. Интегративный учебный курс представляет собой целостную систему, вовлекающую учащегося сразу в несколько видов умственной и речевой деятельности. Многоканальное предъявление учебного материала формирует коммуникативную компетенцию ускоренно. Следовательно, подобные курсы служат способом интенсификации учебного процесса РКИ.
Ключевые слова: русский язык как иностранный, интегративный курс, многоканальное предъявление материала, обучение лексике, язык специальности «Филология»
Библиография:
1. Русский. Викисловарь. URL: https://ru.wiktionary.org/wiki/интегративный (дата обращения: 02.09.2019).
2. Запорожец Н. В. Интегративность как способ формирования метапредметных компетенций. URL: http://www.Infourok.ru (дата обращения 12.01.2019).
3. Шахмаева К. Е., Савва Л. И., Павлова Л. В. Интегративное обучение как основа командной работы студентов // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. URL: https://science-education.ru (дата обращения: 20.02.2020).
4. Амиантова Э. И., Битехтина Г. А., Горбачик А. Л., Лобанова Н. А., Слесарева И. П. Сборник упражнений по лексике русского языка: учеб. пособие. М.: Рус. яз., 1975. 352 с.
5. Слесарева И. П. Проблемы описания и преподавания русской лексики. 5-е изд. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. 176 с.
6. Кузьмич И. П., Лариохина Н. М. Падежи! Ах, падежи! Сборник упражнений по глагольному управлению. 6-е изд., стереотип. М.: Рус. яз. – Курсы, 2018. 192 с.
7. Санникова А. В, Федотова И. Э. Текст по специальности как модель речепорождения для иностранных студентов начального и продвинутого этапом обучения. URL: http://www.bsmu.by (дата обращения: 18.11.2019).
8. Авдеева И. Б. Стратегии обучения иностранных учащихся инженерного профиля чтению аутентичных текстов научного стиля // Мир русского слова. 2017. № 2. С. 67–78.
9. Авдеева И. Б. Когнитивный диссонанс как причина неуспеха при обучении РКИ в вузах инженерного профиля // Вестн. Российского ун-та дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2014. № 3. С. 81–87.
10. Учебная программа иностранных аспирантов филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. URL: https://www.philol.msu.ru/graduatecourse/normative-documents/ (дата обращения: 01.02.2020).
11. Грекова О. К., Кузьминова Е. А. Я слышу и понимаю: учеб. пособие по аудированию с CD-MP3 / под ред. О. К. Грековой. М.: Флинта: Наука, 2010. 516 с.
12. Слушаем лекции по теории литературы: учеб. пособие по аудированию с CD-MP3 / Е. В. Балдина, О. К. Грекова, А. С. Евтихиева, Е. А. Илюшин, Е. А. Кузьминова, А. Г. Матюшенко; под ред. Е. А. Кузьминовой. М.: МАКС Пресс, 2020. 390 c.
13. Слушаем лекции по истории литературы: учеб. пособие по аудированию с CD-MP3 / Е. В. Балдина, О. К. Грекова, А. С. Евтихиева, Е. А. Илюшин, Е. А. Кузьминова, А. Г. Матюшенко; под ред. Е. А.Кузьминовой. М.: МАКС Пресс, 2020. 368 c.
14. Русский язык и культура в современном мире: магистерская программа: учеб. пособие / под ред. М. Л. Ремнёвой, Л. В. Красильниковой, Е. А Кузьминовой. М.: МАКС Пресс, 2015. 278 с.
15. Грекова О. К. Метод встречного текста как ресурс развития письменной, устной речи и ассоциативного мышления учащегося. Исследовательский журнал русского языка и литературы // Исследовательский журнал русского языка и литературы. Тегеран. 2016. № 7. C. 83–100.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 183 — 191
Скачиваний: 665