ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ: ОПЫТ ДИДАКТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-1-104-113
Введение. Исследование представляет собой ряд последовательных проблематизаций практик учебного чтения в современной университетской педагогической подготовке. Учебное чтение определяется как комплексный, сложно обусловленный многопорядковый феномен. В исследовании выделяется текстуальное измерение чтения (аспекты, присущие речевым учебным практикам, без включения планов управления посредством учебного задания и педагогической коммуникацией практиками чтения). В эмпирический фокус исследовательской работы помещается опыт взаимодействия студентов Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка (БГПУ) с фрагментом текста польского педагога Я. Корчака. Цель и задачи. Организация исследования решает две взаимосвязанные задачи – диагностическую и проектировочную. Первая призвана выявить устоявшиеся тенденции в учебной работе учащихся с текстом. Вторая – уточнить круг и тип первоочередных задач, обеспечивающих пропедевтику образовательных трансформаций. Важной целью исследования является обнаружение специфики работы трансляционной образовательной модели в среде практик учебного чтения. В задачу данного исследования входит обнаружение эффективных инструментов ограничения диапазона действия трансляционных регуляторов чтения. Материал и методы. В исследовании применялся метод дискурс-анализа письменных высказываний студентов. Эмпирической базой выступили акты чтения и интерпретационного взаимодействия студентов БГПУ с педагогическими сочинениями Я. Корчака. Выделены и описаны типичные читательские стратегии, используемые студентами в обучении, а также маргинальные текстуальные тактики, создающие возможность диверсификации читательских практик на учебных занятиях. В качестве условия такого рода трансформации рассматривается специфическое (поэтическое) устройство педагогического высказывания Я. Корчака, которое позволяет ему выступать «экраном» объективации педагогического опыта студентов. Результаты. Определено, что доминирующими тенденциями, предъявившими себя в высказываниях студентов, выступают текстовая (семантическая) реконструкция и семиотическая корреляция. В качестве наиболее часто используемых студентами средств текстовой реконструкции выделены следующие: тематически ориентированное чтение, квалификация текста как сообщения о реальных событиях, авторизация текста. В маргинальных способах чтения предварительно можно диагностировать моменты инициации чтением текста Я. Корчака первичных признаков языкового (дискурсивного) сознания у студентов. Эксплицировано, что в «отношениях с собой» работа с текстом Я. Корчака вызывает к жизни три типа дискурсивных эффектов: самоидентификации, самонаблюдения и самопобуждения. Одним из важных результатов исследования становится обнаружение специфики работы трансляционной образовательной модели, которая традиционно действует по типу ассиметричного смещения концентрации внимания читателя с формы (КАК) на содержание (ЧТО) сообщения. Выделены следующие планы ограничения указанной модели: теоретико-методологический, эпистемологический, методический. Заключение. Исследование показывает, что педагогическая работа в ситуации кризиса учебного чтения должна быть выведена из рефлексивно-теоретического состояния и помещена в экспериментально-разработческую среду. Это означает необходимость дидактической реконструкции читательских практик в профессиональном педагогическом обучении, одним из вариантов которого может стать риторическое перепрочтение педагогической классики. Примером реализации подобной дидактической работы в значении конструктивного условия формирования профессиональной позиции будущего педагога является поэтическое отношение к тексту, представляющему педагогическую практику Я. Корчака. Оно помещает в фокус внимания педагогический опыт самого студента, создает возможность его объективации и дискурсивации. Базовым условием такой возможности выступает специфика участия опыта будущего педагога в формировании и изменении педагогических ситуаций.
Ключевые слова: практики чтения, педагогический текст, грамматическая экспозиция педагогического текста, риторическая экспозиция педагогического текста, дидактическая трансформация, кризис чтения в культуре и образовании, трансляционная образовательная модель
Библиография:
1. Мангуэль А. История чтения. М.: У-Фактория, Харвест, 2008. 384 с.
2. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3: Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. С. 5–328.
3. Zienkiewicz-Franczak E. Ekfraza, przekład intersemiotyczny, integracja – poszukiwanie właściwej ścieżki w dydaktyce polonistycznej // Międzynarodowy Interdyscyplinarny Periodyk Naukowy (Literatura, Korespondencja sztuk, Dydaktyka). 2016. № 6. S. 27–37.
4. Kamińska A. Dzieło pedagogiczne Janusza Korczaka jako przykład Lévinasowskiej wrażliwości na Innego. URL: http://www.pskorczak.org.pl/strony/pliki_pdf/kaminska_anna.pdf (дата обращения: 20.04.2019).
5. Melosik Z., Szkudlarek T. Kultura, tożsamość i edukacja: migotanie znaczeń. Kraków: Impuls, 2009. 134 s.
6. Бауман З. Индивидуализированное общество / пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. М.: Логос, 2005. 390 с.
7. Гофман И. Лекция // Академическая лекция: преподавание и исследование: сб. науч. ст. / под ред. Т. В. Тягуновой, А. А. Полонникова. Минск: БГУ, 2010. С. 222–253.
8. Klus-Stańska D. Wiedza, która zniewala – transmisyjne tradycje w szkolnej edukacji // Forum oświatowe. 2012. № 1 (46). S. 21–40.
9. Зенкин С. В девяностые я обычно переводил «дискурс» как «тип речи». URL: https://gorky.media/context (дата обращения: 03.04.2019).
10. Rudnicki Z. Pochwała marginesów // Korczak na marginesach. Czytając „Pamiętnik» Starego Doktora. Poznań: UAM, 2013. S. 7–12.
11. Sobolewska A. Od magii do mistyki. Powieści inicjacyjne Janusza Korczaka. URL: http://www.pskorczak.org.pl/strony/janusz_korczak_nojk09.htm (дата обращения: 24.06.2019).
12. Шкловский В. Б. Искусство как прием. URL: http://www.opojaz.ru/manifests/kakpriem.html (дата обращения: 01.08.2015).
13. де Ман П. Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 368 с.
14. Koryś I., Kopeć J., Zasacka Z., Chymkowski R. Stan czytelnictwa w Polsce w 2016 roku. Warszawa: Biblioteka Narodowa, 2017. 118 s.
15. Klus-Stańska D. Gdy słowa wiodą na manowce. Krótka rzecz o pułapce polskiej metodyki // Problemy wczesnej edukacji. 2016. № 2 (33). S. 9–22.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 104 — 113
Скачиваний: 789