ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ПРОЦЕССА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗА С «ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ» НА «ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКОЙ»
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-8-77-83
Введение. В условиях стремительной компьютеризации и математизации практически всех областей знаний математическая подготовка студентов в вузе должна иметь опережающий характер и быть нацелена на получение результатов, которые будут востребованы в технологизированном обществе. Современное общество требует от личности прежде всего навыков самоорганизации, саморазвития, саморегуляции, самоконтроля, самообразования и др. В процессе математической подготовки обучающихся можно успешно решать эти задачи при грамотной организации образовательного процесса. Материал и методы. В основу обоснования и реализации принципа переориентации процесса математической подготовки студентов вуза с «обучения математике» на «обучение математикой» были положены методы теоретического и эмпирического исследований. Результаты и обсуждение. Рассмотрены основные задачи качественного математического образования студентов, которые стоят перед современным вузом. Дана характеристика математике как науке и совокупности знаний; языку исследования и моделирования для решения задач в различных областях знаний; системе организации мышления. Выделены объект, предмет, методы и свойства математики. Раскрыты основополагающие функции математической подготовки обучающихся: обучение математике, предполагающее овладение системой математических знаний, умений и навыков, формирование математической компетентности; обучение математикой, направленной на интеллектуальное развитие обучающихся, формирование логического мышления, развитие математической грамотности и т. д. Реализация принципа «обучение математикой» в информационно-образовательной среде охарактеризована через интеграцию содержания математических курсов с профильными дисциплинами; выбор вида и способа предъявления учебного материала не только для проведения расчетов, но и для визуализации абстрактных математических понятий и знаний; дифференциацию и персонификацию обучения математике посредством применения нелинейных способов и разнообразных видов представления математической информации в зависимости от психофизиологических особенностей, когнитивных процессов обучающихся, профессиональной направленности обучения, в том числе учета особенностей здоровья (лица с ограниченными возможностями здоровья). Заключение. Результаты исследования показали, что переориентация процесса математической подготовки студентов вуза с «обучения математике» на «обучение математикой» посредством организации обучения в условиях электронной информационно-образовательной среды позволяет студентам усваивать систему математических знаний и умений, активно применять методы математического исследования; быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современного общества и производства, приобретая необходимые для профессиональной деятельности компетенции в процессе решения разнообразных прикладных задач.
Ключевые слова: математика, математическая подготовка, функции математической подготовки, обучение математике, обучение математикой, электронная информационно-образовательная среда, студент, вуз
Библиография:
1. Концепция развития математического образования в Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 № 2506-р.
2. Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014–2020 гг. и на перспективу до 2025 г.: распоряжение Правительства РФ от 01.11.2013 № 2036-р.
3. Вечтомов Е. М. Философия математики. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2004. 192 с.
4. Вейль Г. Математическое мышление. М.: Наука, 1989. 400 с.
5. Бурбаки Н. Очерки по истории математики. М.: Комкнига, 2007. 296 с.
6. Токтарова В. И., Федорова С. Н. Математическая подготовка студентов: причины негативных тенденций // Высшее образование в России. 2017. № 1. С. 85–92.
7. Лем С. Философия случая. М.: АСТ, 2007. 768 с.
8. Колмогоров А. Н. Математика – наука и профессия. М.: Наука, 1988. 288 с.
9. Токтарова В. И. Информационно-образовательная среда как педагогическая система нового уровня: сущность, структурно-функциональная модель // Педагогическая информатика. 2018. № 3. С. 99–113.
10. Беришвили О. Н. Адаптивная система математической подготовки инженеров в сельскохозяйственном вузе: дис. ... д-ра пед. наук. Самара, 2015. 623 с.
11. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 24.05.2019).
12. Toktarova V. I., Fedorova S. N., Semenova D. A. Network and Mobile Technologies in the Educational Process of the HEI // Proceedings of INTCESS 2019 – 6th International Conference on Education and Social Sciences. 2019. P. 432–436.
13. Буль Е. Е. Обзор моделей студента для компьютерных систем обучения // Educational Technology & Society. 2003. № 6 (4). С. 245–250.
14. Скибицкий Э. Г. К вопросу о разработке педагогического сценария компьютеризированных курсов // Информационные технологии в образовании. Новосибирск: ИПСО РАО, 1993. Вып. 10. С. 26–41.
15. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н.
Выпуск: 8, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Страницы: 77 — 83
Скачиваний: 687