МОДЕЛЬ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ: ВКЛАД КАЛУЖСКИХ ПЕДАГОГОВ-НОВАТОРОВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-8-48-54
Введение. Актуальность темы обоснована приоритетами развития современной сферы образования, приобретающего особую роль в деле обучения и воспитания учащейся молодежи. Внедрение обновляющихся образовательных стандартов в учебный процесс способствует качественному изменению модели образовательной среды, приданию ей развивающего эффекта в первую очередь потому, что в условиях всестороннего и естественного воздействия этой среды возможно продуктивное решение определенных задач развития индивида. Цель исследования – выявление сущности и роли модели развивающей образовательной среды как интерактивного пространства, способствующего достижению личностной и социальной зрелости обучающихся. Материал и методы. Теоретическим обоснованием исследуемой проблемы послужили апробированные педагогические системы – прототип современных моделей образовательной среды калужских учителей-практиков и ученых, высказавших новаторские идеи по вопросам организации и дидактического сопровождения учебного процесса, интеграции обучения и трудового воспитания, игры как фактора социализации ученичества. Основными методами исследования явились ретроспективный и контент-анализ, моделирование новаторских педагогических систем. Результаты и обсуждение. Даны трактовки понятий, предложенные калужскими новаторами: «педагогика среды», «школа полного дня», представляющие концептуальные построения образовательного пространства на принципах открытой школы. Отмечено, что процесс усвоения знаний, как и способы их достижения обучающимися, всецело зависит от профессионализма педагога, умения сформировать развивающую обучающую среду с ее составляющими – активное обучение, формирование устойчивого учебно-познавательного интереса юной личности, мотивирующего ее к постоянному саморазвитию. Большое внимание уделено привитию трудовых навыков у учащихся; труд становится важнейшим фактором обретения ими ценностно-деятельностного смысла жизни. Заключение. Сделан вывод относительно широкого спектра возможностей развивающей образовательной среды, оптимизирующей учебно-воспитательный процесс в учебных заведениях. Установлено, что при всей вариативности моделей развивающей образовательной среды оптимальная та из них, где обеспечивается качественный образовательно-воспитательный процесс, позитивный эмоциональный климат и, как следствие, саморазвитие и самосовершенствование личности учащегося.
Ключевые слова: модель развивающей образовательной среды, новаторские методы обучения, педагогика среды, школа полного дня, учебно-познавательный интерес
Библиография:
1. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. 2-е изд., испр. и доп. М.: Смысл, 2001. 366 с.
2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2016. 713 с.
3. Щекудова С. С. Модель развивающей образовательной среды // Инновационные образовательные технологии. 2016. № 1 (45). С. 14–18.
4. Циолковский К. Э. Какой тип школы желателен? // Архив РАН. Ф. 555. Оп. 1. Д. 386.
5. Архипцева Е. В. Ученый и учитель милостью божьей // Наука и жизнь. 2007. № 10. С. 4–8.
6. Ученые МПГУ. Шацкий Станислав Теофилович. URL: http://mpgu.su/scientists /shatskiy-stanislav-teofilovich/ (дата обращения: 20.07.2019).
7. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: Педагогика, 1980. Т. 2. 416 с.
8. Александров Е. Л. Идея включения труда в учебный процесс в русской педагогике XVIII–XIX вв. // Вестн. Калужского ун-та. 2007. № 2. С. 65–69.
9. Игорь Петрович Иванов и коммунарская методика // Шацкий С. Т. На пути к трудовой школе. URL: http://kommunarstvo.ru/biblioteka/bibshanap.html (дата обращения: 20.07.2019).
10. Иванов А. Ф. Избранное. Калуга: Калужский гос. ин-т модернизации образования, 2011. 296 с.
11. Гришин Д. М., Колдунов Я. И. Руководство самовоспитанием школьников: в помощь классному руководителю и воспитателю. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение, 1975. 176 с.
12. Гришин Д. М., Панарина Г. П., Прокопенко В. И. Конспективный курс педагогики: учеб. пособие. Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 1997. 135 с.
Выпуск: 8, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 48 — 54
Скачиваний: 694