КОДОВАЯ ФУНКЦИЯ СОМАТИЗМОВ В РУССКОЙ ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНЕ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-4-138-149
Введение. Описывается специфика соматического кода культуры как одного из наиболее древних. Обосновывается исследовательский интерес к его вербальной репрезентации. Цель статьи – выявить дискурсивно-жанровую специфику реализации кодовой функции соматизмов в русской народной лирической песне. Материал и методы исследования. Анализ выполнен на материале 317 текстов исследуемого жанра, выбранных из фольклорных сборников. Методы исследования определяются спецификой фольклорного дискурса, особенностями частушки и лирической песни как фольклорных жанров, обладающих выраженным лирическим началом, в также собственно жанровой спецификой лирической песни. В качестве методологического обоснования исследования приведено сопоставление лирической песни и частушки в аспекте выявления черт, значимых для выявления специфики реализации кодовой функции соматизмов. Основные результаты. Количественный анализ соматизмов в лирической песне показал, что их состав соответствует составу аналогичных единиц в частушке, что обосновывается структурой общекультурного соматического кода и близостью сопоставляемых жанров. Перечень высокочастотных единиц в лирической песне шире, что указывает на жанровую специфику, отличающую лирическую песню от частушки в аспекте репертуара транслируемых эмоций и чувств. Специфика принципов организации и содержания соматического кода в лирической песне в сопоставлении с частушкой проиллюстрирована анализом использования соматизма «рука». Подтверждено предположение о жанрово обусловленной направленности лирической песни на более детальную, чем в частушке, прописанность соматических реакций и ощущений, отражающих установку на прямое описание эмоций и чувств. Заключение. Проведенный анализ показал, что содержание и принципы организации соматического кода в лирической песне, во-первых, основаны на его обращенности к общенациональным ценностям, символически представленных в номинациях частей тела человека, что характерно для фольклорного дискурса в целом. Во вторых, в лирической песне исследованный код приобретает жанровую специфику, наиболее выпукло проявляющуюся при ее сопоставлении с частушкой. В результате их сопоставления выявлено, что и в частушке, и в лирической песне соматизмы участвуют в трансляции эмоций и чувств, которые передаются через описание соматических реакций и ощущений персонажей. В отличие от частушки, в лирической песне репертуар эмоций и чувств, реализуемых при посредстве соматизмов, оказывается шире. При этом данные эмоции предстают как более обобщенные – с одной стороны, но более детально описанные – с другой.
Ключевые слова: фольклорный дискурс, лирическая песня, соматизм, соматический код, дискурсивно-жанровая специфика
Библиография:
1. Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Курс лекций. М.: Гнозис, 2002. 284 с.
2. Ойноткинова Н. Р. Соматический код культуры в пословицах и поговорках алтайцев // Сибирский филол. журн. 2011. № 3. С. 5–14.
3. Гудков Д. Б., Ковшова М. Л. Телесный код русской культуры: материалы к словарю. М.: Гнозис, 2007. 288 с.
4. Савченко Л. В. Функции соматического кода культуры в формировании фразеосистемы русского и украинского языков // Ученые записки Таврического национального ун-та им. В. И. Вернадского. Сер. «Филология. Социальные коммуникации». 2014. Т. 27 (66), № 2. С. 88–92.
5. Синь-и Го. Соматический код в русской и китайской фразеологии // Телесный код в славянских культурах. М.: Институт славяноведения РАН, 2005. С. 30–40.
6. Белякова С. М., Сычёва Н. А. Соматический код в паремиях русского языка // Вестник Тюменского гос. ун-та. Гуманитарные исследования. 2018. Т. 4, № 1. С. 6–17.
7. Дмитрюк Н. В. Фразеологический соматикон как отражение архетипов языкового сознания этноса // Вопросы психолингвистики. 2009. № 10. С. 30–33.
8. Кремшокалова М. Ч. Культурные коннотации в фольклорных текстах как маркеры национального мировидения (на материале русских и кавказских паремий) // Cuadernos de rusistica espanola. 2012. № 8. Р. 95–101.
9. Борисова И. З. Сравнительно-сопоставительный анализ пословиц с единицами «рука», «нога», «голова» // Вестник Удмуртского ун-та. Серия «История и филология». 2015. Т. 25, вып. 2. С. 111–119.
10. Абакумова О. Б. Код культуры в семантике пословиц о правде // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2011. № 2. С. 319–323.
11. Телесный код в славянских культурах / отв. ред. Н. В. Злыднева. М.: Институт славяноведения РАН, 2005. 273 с.
12. Башкатова Ю. А. Соматический код культуры как предмет сопоставительного исследования // Сибирский филол. журн. 2014. № 4. С. 220–228.
13. Завалишина К. Г. Концептосфера «человек телесный» в языке русского, немецкого и английского песенного фольклора: дис. … канд. филол. наук. Курск, 2005. 243 с.
14. Савченко В. А. Концептосфера «человек телесный» в русской и немецкой паремиологической картине мира (кросскультурный анализ соматизмов): автореф. дис. … канд. филол. наук. Курск, 2010. 19 с.
15. Цримова З. Р. Концепт «сердце» в языковой картине мира: дис. … канд. филол. наук. Нальчик, 2003. 145 с.
16. Жили да были: фольклор и обряды томских сибиряков / собир. и сост. П. Е. Бардина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997. 222 с.
17. Русские народные песни / сост. В. В. Варганова. М.: Правда, 1988. 576 с.
18. Лирические песни / сост., предисл., подгот. текстов и примеч. П. С. Выходцева. М.: Современник, 1990. 653 с.
19. Русское народное поэтическое творчество: учеб. пособие для пед. ин-тов / сост. М. А. Вавилова, В. А. Василенко, В. И. Игнатов и др.; под ред. А. М. Новиковой. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1987. 511 с.
20. Никитина С. Е. Устная народная культура и языковое сознание. М.: Наука, 1993. 187 с.
21. Артеменко Е. Б. Принципы народно-песенного текстообразования. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1988. 174 с.
22. Артеменко Е. Б. Концептосфера и язык фольклора: характер и формы взаимодействия // Народная культура сегодня и проблемы ее изучения: сб. статей: материалы науч. регион, конф. 2004 г. Воронеж: ВГУ, 2006. С. 138–150.
23. Неклюдов С. Ю. Семантика фольклорного текста и «знание традиции» // Славянская традиционная культура и современный мир: сб. материалов научной конференции / сост. В. Е. Добровольская, Н. В. Котельникова. М.: ГРЦРФ, 2005. Вып. 8. С. 22–41.
24. Толстая С. М. К понятию функции в языке культуры // Славяноведение. 1994. № 5. С. 91–97.
25. Хроленко А. Т. Лексика русской народной поэзии. Курск: Изд-во КГПИ, 1976. 64 с.
26. Хроленко А. Т. Семантическая структура фольклорного слова // Русский фольклор. Вопросы теории фольклора. Л., 1979. Т. 19. С. 147–156.
27. Цивьян Т. В. К семантике пространственных и временных показателей в фольклоре // Сб. статей по вторичным моделирующим системам. Тарту: Изд-во Тартуского ун-та, 1973. С. 13–17.
28. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. СПб.: Наука, 1994. 239 с.
29. Толстая С. М. Коды культуры и культурные концепты // Толстой Н. И., Толстая С. М. Славянская этнолингвистика: вопросы теории. М.: Институт славяноведения РАН, 2013. С. 109–113.
30. Резанова З. И. Дискурсивные картины мира // Картины русского мира: современный медиадискурс. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2011. С. 15–97.
31. Эмер Ю. А. Современный песенный фольклор. Когниции и дискурсы. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. 266 с.
32. Тубалова И. В. Полифонический текст в устных личностно ориентированных дискурсах. Томск: Изд-во Томского ун-та, 2016. 370 с.
33. Тубалова И. В., Ван Х. Соматический код в восточнославянских пословицах и частушках // Русин. 2018. № 2 (52). С. 141–160.
34. Тубалова И. В., Ван Х. Соматический код национальной культуры в русских пословице и частушке // Вестник Томского гос. ун-та. 2018. № 437. С. 59–68.
35. Соколов Ю. Лирические песни // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: в 2 т. М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 1. URL: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/lt1/lt1-4141.htm# (дата обращения: 12.11.2018).
36. Соколов Ю. Частушки // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: в 2 т. М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. Т. 2. URL: http://feb-web.ru/feb/slt/abc/0.htm (дата обращения: 12.11.2018).
37. Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора: учеб. пособие для филол. фак. ун-тов. М.: Высш. Школа, 1981. 221 с.
38. Еремина В. И. Поэтический строй русской народной лирики. Л.: Наука, 1978. 184 с.
39. Вацуро В. Э. Антон Дельвиг – литератор // А. А. Дельвиг. Сочинения. Л., 1986. С. 3-22.
40. Мальцев Г. И. Традиционные формулы русской народной необрядовой лирики: (Исследования по эстетике устно-поэтического канона). Л.: Наука, 1989. 169 с.
41. Зуева Т. В., Кирдан Б. П. Русский фольклор: учебник для высших учебных заведений. М.: Флинта: Наука, 2002. 400 с.
42. Веселовский А. Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. 405 с.
43. Аникин В. П. Теория фольклора: курс лекций. М.: Книжный дом «Университет», 2007. 428 с.
Выпуск: 4, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИКИ
Страницы: 138 — 149
Скачиваний: 786