СВОЕОБРАЗИЕ КОНЦЕПТА «ВОЛЯ» В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КАРТИНЕ МИРА К. Д. БАЛЬМОНТА
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-4-41-48
Введение. В последние годы концепт «воля» неоднократно становился объектом исследовательского внимания лингвистов, что позволило установить его принадлежность к числу важнейших понятий, характеризующих как русский характер, так и национальную ментальность. Цель – выявление на материале сборников стихов «Горящие здания» (1900) и «Только любовь» (1903) своеобразия концепта «воля» в художественной картине мира К. Д. Бальмонта (1867–1942). Материал и методы. Исследование выполнено с позиций коммуникативной стилистики текста, изучающей текст и как форму коммуникации, и как явление идиостиля. Основные результаты. При рассмотрении особенностей концепта «воля» в художественной картине мира К. Д. Бальмонта учитывалась позиция В. И. Карасика, различающего образный, понятийный и ценностный компоненты в рамках такого многомерного образования, как концепт. Установлено, что концепт «воля» эксплицитно репрезентирован преимущественно лексемами «воля» и «вольный», а также лексемой «неволя», выступающей в качестве актуализатора анализируемого одноименного концепта. Выявлена динамика в понятийной составляющей концепта «воля»: если в сборнике «Горящие здания» (1900) у лексической единицы воля, номинирующей одноименный концепт, частотным оказывается значение ‘свобода’, то в сборнике «Только любовь» (1903) – ‘желание’/‘хотение’. Поскольку в поэзии А. С. Пушкина, по данным О. И. Митрофановой, лексема «воля», кроме других значений, употребляется также и в значении ‘свободное состояние’, то это позволяет говорить о частичном сходстве в понятийной составляющей концепта «воля» в поэтическом творчестве А. С. Пушкина и К. Д. Бальмонта. Показано, что важную роль в формировании концепта «воля» играют лексические регулятивы разных типов (лексические регулятивные цепочки разных видов, а также регулятивная рамка, в основе которой лежит стилистический прием синтаксического параллелизма как частный случай повтора). Участие этих же типов лексических регулятивов в формировании концептов «жизнь» и «одиночество» позволяет говорить о наличии у них не только регулятивной, но и концептообразующей функции. Отмечена связь концепта «воля» с концептами «творчество» и «красота». Заключение. Проведенный анализ позволил сделать вывод о том, что концепт «воля» обладает несомненной ценностью для К. Д. Бальмонта и занимает одно из важных мест в художественной картине мира поэта-символиста.
Ключевые слова: концепт «воля», лексический регулятив, картина мира, К. Д. Бальмонт
Библиография:
1. Петровых Н. М. Концепты воля и свобода в русском языковом сознании // Известия Уральского гос. ун-та. 2002. № 4. С. 207–217.
2. Арутюнова Н. Д. Воля и свобода // Логический анализ языка. М.: Индрик, 2003. С. 73–99.
3. Егорова О. С., Кириллова О. А. «Свобода» и «воля» как ключевые концепты русской культуры // Ярославский пед. вестник. 2012. Т. 1, № 4. С. 161–167.
4. Катаева Н. М. Русский концепт ВОЛЯ: От словаря – к тексту: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2004. 20 с.
5. Пименова М. В. Безэквивалентные концепты (на примере концепта воля) // Вестн. Новосибирского гос. ун-та. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2010. Т. 8, № 2. С. 51–57.
6. Орлова О. Г. Индивидуально-авторское представление о воле в рассказе Тэффи «Воля» // Сибирский филол. журн. 2010. Вып. 1. С. 219–227.
7. Митрофанова О. И. Базовые концепты русской ментальности в поэтическом языке П. А. Вяземского: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2006. 22 с.
8. Мухтарова Д. Р. Традиции Н. С. Лескова в творчестве В. М. Шукшина: концепт «воля»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2009. 19 с.
9. Наградова Л. С. Особенности фразеологической репрезентации концепта «Воля» в пьесах А. Н. Островского // Вестн. Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. 2011. Т. 17, № 2. С. 180–182.
10. Болотнова Н. С. Тенденции и основные этапы развития коммуникативной стилистки текста (к 25-летию научного направления) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2018. Вып. 4 (193). С. 32–40. DOI: 10.23951/1609-624X-2018-4-32-40.
11. Бальмонт К. Избранное: Стихотворения. Переводы. Статьи. М.: Правда, 1990. 608 с.
12. Карасик В. И. О категориях лингвокультурологии // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001. С. 3–16.
13. Красильникова Е. В. Функционирование концепта «Воля» в русском и английском языковом сознании: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2010. 21 с.
14. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 1998. URL: http://www.gramota.ru/slovari/dic?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=%D1%82%D0%B8%D1%88%D0%B8%D0%BD%D0%B0. (дата обращения: 17.04.2018).
15. Петрова Н. Г. Типы лексических регулятивов и их взаимосвязь в лирике К. Д. Бальмонта // Коммуникативная стилистика текста: лексическая регулятивность в текстовой деятельности / под ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2011. С. 14–140.
16. Болотнова Н. С. О методике изучения ассоциативного слоя художественного концепта в тексте // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2007. Вып. 2 (65). Серия: Гуманитарные науки (Филология). С. 74–79.
17. Петрова Н. Г. Концепт жизнь и его лексическое воплощение в поэзии К. Д. Бальмонта // Русская речевая культура и текст: материалы VI Междунар. науч. конф. (25–27 марта 2010 г.) / под ред. проф. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2010. С. 79–87.
18. Петрова Н. Г. Своеобразие концепта одиночество в поэтическом дискурсе К. Д. Бальмонта // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. Вып. 7 (184). С. 61–65. DOI: 10.23951/1609-624X-2017-7-61-65.
19. Митрофанова О. И. Сравнительный анализ концепта «воля» в поэзии А. С. Пушкина и П. А. Вяземского // Русская и сопоставительная филология: Лингвокультурологический аспект. Казань: КГУ, 2004. С. 164–168.
20. Тарасова И. А. Идиостиль Георгия Иванова: когнитивный аспект. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. 280 с.
Выпуск: 4, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ И КОММУНИКАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА ТЕКСТА
Страницы: 41 — 48
Скачиваний: 792