ТИП АРГУМЕНТАЦИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ ИДИОСТИЛЯ ПУБЛИЧНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-МЕДИЙНОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-4-21-30
Введение. Аргументативный дискурс был и остается одним из самых распространенных в современном медиапространстве. Это обусловлено особенностями современного социально-исторического контекста эпохи и необходимостью доказывать различные точки зрения на происходящие события. В связи с этим исследование типов и средств аргументации является одной из актуальных задач различных областей знания. Цель статьи – выявление идиостилевых особенностей медиадискурса публичной языковой личности на уровне используемых ею типов аргументации в отражении различных информационных поводов. Методика исследования основана на использовании дискурсивного и семантико-стилистического анализа с опорой на теорию регулятивности как одно из направлений коммуникативной стилистики текста. Основные результаты. Установлена зависимость используемых публичными медиаперсонами типов аргументации от объективных факторов (информационного повода, темы, речевого жанра) и субъективных (от целеполагания, коммуникативно-когнитивных и культурно-речевых особенностей автора). Выявлены общие и индивидуальные регулятивные средства, структуры и способы, характерные для аргументативного медиадискурса в целом и для анализируемых индивидуальных дискурсивных практик. К типовым регулятивным структурам и средствам регулятивности отнесены: использование цитат оппонента с последующим опровержением; ссылка на оппонента и обращение к нему, сопровождаемое прямой или косвенной характеристикой; ссылка на факты и количественные данные; использование сравнения сходных показателей для доказательства; усиление экспрессии и полемического пафоса на уровне языковых средств. К индивидуальным особенностям аргументации отнесены: различие интенций авторов, масштаб информационных поводов для контраргументации; выбор типа аргументации с учетом идиостиля личности, включая его культурно-речевой, когнитивный и коммуникативный стили, наличие в медиадискурсе авторских регулятивных средств логической и/или риторической аргументации. Заключение. Предложенный подход к изучению аргументативного дискурса с точки зрения идиостилевых проявлений публичной языковой личности показал, что используемые типы аргументации отличаются по цели, средствам и эффекту воздействия, что обусловлено не только объективными факторами, но индивидуально-авторскими особенностями и информационным полем авторов медиатекстов. Полученные данные представляют интерес для медиалингвистики, теории речевого воздействия, речевой конфликтологии, коммуникативной стилистики текста.
Ключевые слова: коммуникативная стилистика текста, теория регулятивности, аргументативный дискурс, типы аргументации, идиостиль, публичная информационно-медийная языковая личность, информационное поле языковой личности
Библиография:
1. Иванов Л. Ю. Аргументация // Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 80–83.
2. Трошева Т. Б. Аргументативный тип речи: доказательство // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 20.
3. Копнина Г. А. Аргументация // Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А. П. Сковородникова. Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета, 2012. С. 65–67.
4. Гавришина И. Н. Лингвистически ориентированные концепции аргументации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 12 (90), ч. 1. С. 90–104.
5. Григорьева В. С. Аргументативный дискурс в когнитивно-коммуникативном аспекте // Вопросы когнитивной лингвистики. 2008. № 1 (014). С. 24–31.
6. Goodin R. E. Manipulatory politics. Yale U.Pr. N. Haven: L., 1980. 250 p.
7. Ducrot O. Opérateurs argumentatifs et visée argumentative // Cahiers de linguistique française. Genève, 1982. № 5. P. 83–98.
8. Levinson S. Pragmatics. Cambridge: University Hress, 1983. 420 p.
9. Демьянков В. З. Аргументирующий дискурс в общении (По материалам зарубежной лингвистики) // Речевое общение: проблемы и перспективы. М., 1983. С. 114–131.
10. Демьянков В. З. Эффективность аргументации как речевого воздействия // Проблемы эффективности речевой коммуникации. М., 1989. С. 13–40.
11. Lentz J. D. Effective handling of manipulating persons. Thomas, С.C. 1989. 100 p.
12. Баранов А. Н. Лингвистическая теория аргументации (когнитивный подход): автореф. дис. … д-ра филол. наук. М., 1990. 48 с.
13. Иванов Л. Ю. Аргументация в функциональных разновидностях языка // Культура русской речи и эффективность общения. М.: Наука, 1996. С. 357–375.
14. Ивин А. А. Основы теории аргументации. М.: Владос, 1997. 352 с.
15. Москвин В. П. Аргументативная риторика: теоретический курс для филологов. Ростов н/Д, 2008. 637 с.
16. Аргументация в публицистическом тексте (жанрово-стилистический аспект): учеб. пособие / ред. Л. М. Майданова. Свердловск: Изд-во Уральского гос. ун-та, 1992. 244 с.
17. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2010. 352 с.
18. Ощепкова Н. А. Стратегии и тактики в аргументативном дискурсе: прагмалингвистический анализ убедительности рассуждения (на материале политических дебатов): автореф. дис. … канд. филол. наук. Калуга, 2004. 18 с.
19. Космодемьянская В. И. Стратегии и тактики в аргументативном полемическом дискурсе // Политическая лингвистика. 2016. № 1 (55). С. 99–103.
20. Дускаева Л. Р. Аналитическая речевая деятельность журналиста // Медиалингвистика в терминах и понятиях: словарь-справочник / под ред. Л. Р. Дускаевой. М.: ФЛИНТА, 2018. С. 179–188.
21. Кормилицина М. А., Сиротинина О. Б. Идиостиль Л. Радзиховского: авторская позиция и средства ее реализации // Лингвистика речи. Медиастилистика. М., 2012. С. 344–376.
22. Болотнов А. В. Текстовая деятельность как отражение коммуникативного и когнитивного стилей информационно-медийной языковой личности. Томск: Изд-во Томского ЦНТИ, 2015. 274 с.
23. Болотнова Н. С. Регулятивность в публичном аргументативно-полемическом медиадискурсе информационно-медийной языковой личности // Вестник Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2016. Вып. 7 (172). С. 138–145.
24. Языковая личность и медиасреда: коммуникативно-когнитивные аспекты взаимодействия / Н. С. Болотнова, А. В. Болотнов, Н. В. Камнева, А. А. Каширин, А. В. Курьянович, И. А. Пушкарева; под ред. Н. С. Болотновой. Томск, 2017. 248 с.
25. Сидоров Е. В. Проблемы речевой системности. М., 1987. 140 с
26. Коммуникативная стилистика текста: лексическая регулятивность в текстовой деятельности / Н. С. Болотнова, И. И. Бабенко, Е. А. Бакланова, А. В. Болотнов, А. А. Васильева и др.; под ред. Н. С. Болотновой. Томск: Изд-во ТГПУ, 2011. 492 с.
Выпуск: 4, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РУСИСТИКИ И КОММУНИКАТИВНАЯ СТИЛИСТИКА ТЕКСТА
Страницы: 21 — 30
Скачиваний: 786