ОБУЧЕНИЕ АРГУМЕНТИРОВАННОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ В СФЕРЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ НАУЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-4-173-177
Рассматривается проблема формирования у изучающих иностранный язык на продвинутом уровне навыка аргументированного высказывания в процессе освоения немецкого научного дискурса. Овладение студентами нормами и правилами письменного и устного речевого поведения выступает необходимой основой для их эффективной интеграции в мировое научное сообщество. Проведен анализ современных аутентичных немецких учебных изданий, в ходе которого анализируется их методический потенциал в фокусе обучения аргументированному высказыванию, выявляются сильные и слабые стороны методических подходов. Формулируются практические рекомендации по развитию аргументативной компетенции на продуктивном и рецептивном уровнях владения языком.
Ключевые слова: научный дискурс, аргументированное высказывание, обучение немецкому языку, языковые средства аргументации
Библиография:
1. Moll M. Deutsch als fremde Wissenschaftssprache. Vermittlungsmöglichkeiten und Lehrmaterialien für Fortgeschrittene // Knapp, Annelie / Aguado, Karin (Hrsg.). Fremdsprachen in Studium und Lehre. Frankfurt am Main: Peter Lang, 2015. S. 153–176.
2. Steinhoff T. Wissenschaftliche Textkompetenz. Sprachgebrauch und Schreibentwicklung in wissenschaftlichen Texten von Studenten und Experten. Tübingen: Niemeyer, 2007. 460 S.
3. Graefen G. Wie formuliert man wissenschaftlich? In: Barkowski, Hans / Wolff, Armin (Hrsg.). Materialien Deutsch als Fremdsprache 52. Regensburg: Fachverband Deutsch als Fremdsprache, 1999. S. 222–239.
4. Deppermann A. Desiderata einer gesprächsanalytischen Argumentationsforschung. In: Deppermann, Arnulf / Hartung, Martin (Hrsg.). Argumentieren in Gesprächen. Gesprächsanalytischen Studien. Tübingen: Stauffenburg, 2003. S. 10–26.
5. Rezat S. Konzessive Konstruktionen. Ein Verfahren zur Rekonstruktion von Konzessionen // Zeitschrift für germanistische Linguistik. 2009. 37.3. S. 469–489.
6. Gemeinsamer europäischer Referenzrahmen für Sprachen: lernen, lehren, beurteilen : [Niveau A1, A2, B1, B2, C1, C2] Europarat, Rat für Kulturelle Zusammenarbeit. Berlin; München: Langenscheidt, 2001. 244 S.
7. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, обучение, оценка. М.: Московский гос. лингвист. ун-т, 2003. 253 с. URL: dereksiz.org/obsheevropejskie-kompetencii-vladeniya-inostrannim-yazikom-izu.html (дата обращения: 15.01.2018).
8. Sander I. et al. Mittelpunkt neu C1. Deutsch als Fremdsprache für Fortgeschrittene. Lehrbuch, Arbeitsbuch. Stuttgart: Klett, 2013. 204 S.
9. Jahr S. Wissenschaftsdeutsch. Argumentationsstrukturen – Sprachhandlungen – Ausdruck von Emotionen. Berlin: Booksbaum Verlag, 2011. 292 S.
10. Fandrych Ch. (Hrsg.): Klipp und klar : Übungsgrammatik B2/C1. Deutsch als Fremdsprache. Stuttgart: Klett Sprachen. S. 186–227.
11. Wallne F. Kollokationen in Wissenschaftssprachen. Zur lernerlexikographischen Relevanz ihrer wissenschaftlichen Gebrauchsspezifika. Tübingen: Stauffenburg, 2014. 252 S.
12. Neustadt E., Zabel R. „Es kann keine Frage sein, dass…“. Argumentationsanalysen im Kontext DaF: Ein Aufgabenvorschlag zur Förderung von rezeptiver Argumentationskompetenz // Zielsprache Deutsch. 2012. № 39/1. S. 17–33.
Выпуск: 4, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 173 — 177
Скачиваний: 818