АКТУАЛЬНЫЕ ОПЫТЫ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕЧЕВОЙ ПРАКТИКЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-2-162-168
Освещается проблема текстовой деятельности на уроках русского языка в старших классах. Поясняются современные требования к предметным результатам изучения области «Филология». В свете требований Федерального государственного образовательного стандарта к уровню развития устной и письменной речи выпускников приоритетным становится направление развития коммуникативных способностей обучающихся: навыков и умений общения, понимания и порождения текстов. Уточняется, что общение является текстовой деятельностью. Конкретизируется понятие «текстоцентрический подход» в обучении языку. Владение текстовой деятельностью является одним из главных показателей общей культуры языковой личности. Предлагаются различные формы работы с текстом на этапе подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку и в процессе обучения сочинению в жанре эссе. Доказательно представлены результаты экспериментально-опытной работы по обучению жанру эссе в старших классах. Даны практические рекомендации по анализу текстов эссеистики. Обоснован выбор литературных образцов для подготовки к сочинению формата единого государственного экзамена и для обучения написанию сочинения-эссе. Делается вывод, что работа с текстом способствует формированию языковой, лингвистической и коммуникативной компетенций, обеспечивает органическое единство познания системы, структуры и развития речи.
Ключевые слова: текст, текстоцентрический подход, текстовая деятельность, текст эссе, коммуникативные умения, речевая практика
Библиография:
1. Русский язык и литература. 10–11 классы: рабочие программы: учеб.-метод. пособие / сост. Е. И. Харитонова. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2015. 167 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (10–11 кл.) // Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 23.07.17).
3. Болотнова Н. С. Филологический анализ текста: учеб. пособие. 4-е изд. М.: Флинта, Наука, 2009. 520 с.
4. Ипполитова Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов. М.: Флинта, Наука, 1998. 176 с.
5. Берсенёва Л. А., Фёдорова А. В. «Человек счастлив, пока у него есть Родина»: тексты В. И. Белова как материал для работы над сочинением-рассуждением // Родная речь: сб. науч. ст. / под ред. Г. В. Судакова. Вологда: ВоГУ, 2017. Вып. 1. С. 231–249.
6. Калганова Т. А. Эссе как жанр школьного сочинения // Литература в школе. 2016. № 6. С. 32–34.
7. Овсянникова Т. Г. «Нос задирает, а в голове ветер гуляет»: обороты со словом «нос» в современной речи // Филологические чтения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / сост. Е. А. Федорова. Ярославль: Канцлер, 2016. С. 86–91.
8. Волков Б. С., Волкова Н. В. Возрастная психология: в 2 ч. Ч. 2: От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям (ОПД.Ф.01 – Психология) / под ред. Б. С. Волкова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. 343 с.
9. Карнаух Н. Л., Щербина И. В. Письменные работы по литературе. 9–11 кл. 2-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2003. 320 с.
Выпуск: 2, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Страницы: 162 — 168
Скачиваний: 816