ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-8-91-99
Констатируется факт сохранения в современной школе одностороннего характера усвоения обучающимися целостного социокультурного опыта, который формируется преимущественно как знаниевый компонент. Рассматриваются попытки отечественных ученых-педагогов на советском и постсоветском этапах социально-экономического развития российского общества вывести содержание образования из знаниевой парадигмы. В качестве примеров исследуются концепции содержания общего образования (В. В. Краевского и И. Я. Лернера, В. С. Леднева и М. С. Кагана), содержания общего образования в парадигме развивающего обучения (Л. В. Занкова, В. В. Давыдова, Б. Д. Эльконина), личностно ориентированного образования (В. С. Ильина, В. В. Серикова), компетентностного подхода (В. А. Болотова, В. В. Серикова, А. В. Хуторского). Прослеживается научная дискуссия по определению понятий «компетенция» и «компетентность». Формулируется понятие «исследовательская компетенция» обучающегося как компонента содержания общего образования. Анализируются пути и средства формирования исследовательской компетентности школьников. Устанавливается взаимосвязь понятий «исследовательская компетенция» и «метапредметное содержание общего образования».
Ключевые слова: содержание общего образования, «знаниевая» парадигма содержания образования, компетентностный подход, компетенция, компетентность, метапреметность, исследовательская компетентность
Библиография:
1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8–14.
2. Педагогические основы содержания общего образования / под ред. В. В. Краевского, И. Я. Лернера. М., 1983.
3. Леднев В. С. Содержание общего образования: проблемы структуры. М., 1980.
4. Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. 328 с.
5. Занков Л. В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968. 176 с.
6. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении (логикопсихологические проблемы построения учебных предметов). М.: Педагогика, 1972. 424 с.
7. Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный аспект). М.: Педагогика, 1984. 142 с.
8. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе. М.: Логос, 2012. 448 с.
9. http://govermment.ru/media/files/mlorxfxbbCk.pdf
10. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1989. 166 с.
11. Савчик Е. А. Теоретические основы построения модели формирования исследовательской компетентности старших школьников // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2012. № 2.
12. Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина, Ф. Н. Петрова. М.: ЮНВЕС, 1996. 832 с.
13. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: АПКиПРО, 2002. 24 с.
14. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. Москва: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. 336 с.
15. Козырева О. А. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. С. 48–51.
16. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
17. Хуторской А. В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. URL: http://www.eidos.ru/Yournal/2002/0423.htm
18. Эльконин Б. Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002.
19. Савчик Е. А. Теоретические основы построения модели формирования исследовательской компетентности старших школьников // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. 2012. № 2.
20. Воробьев А. В. Исследовательские компетенции современного школьника. URL: http://www.yournal-diskussion.ru/publikation.php?id=157
21. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.
22. Румбешта Е. А. Подготовка учащихся и учителя к организации совместной деятельности по решению учебных и образовательных проблем // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review) . 2016. № 3(13). С. 23–30.
23. Кругликов Г. И. Методика преподавания технологии с практикумом. М.: Академия, 2002.480 с.
24. Репета Л. М. Формирование информационно-исследовательской компетенции учащихся общеобразовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2013. 25 с.
25. Дементьева И. В. Формирование проектно-исследовательских компетенций учащихся старших классов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2013. 27 с.
26. Хуторской А. В. Нынешние стандарты нужно менять, наполнять их метапредметным содержанием образования // Народное образование. 2012. № 4. С. 36–48.
27. Петунин О. В. Метапредметные умения школьников // Народное образование. 2012. № 7. С. 164–169.
Выпуск: 8, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 8
Рубрика: ОБЩЕЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 91 — 99
Скачиваний: 1073