СТАНОВЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМЫ КОМИССАРСКОГО ПРАВЛЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ (1919–1921)
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-49-56
Актуальность предлагаемой темы вытекает как из значения и роли железных дорог, во многом решивших судьбу противостояния белых и красных в годы Гражданской войны, так и из крайне слабого, часто одностороннего освещения в исторической литературе роли комиссаров в этом противостоянии. Рассмотрены вопросы становления и структуры системы комиссарского правления, роль и значение деятельности комиссаров в обеспечении устойчивой работы железных дорог. Раскрыта деятельность комиссаров по информационному обеспечению Центра о состоянии железных дорог, организации на дорогах агитационно-пропагандистской и культурно-массовой работы, улучшению условий жизни железнодорожников, укреплению их трудовой дисциплины. Показаны трудности в работе комиссаров, являвшиеся следствием как их недостаточного уровня образовательной и профессиональной подготовки, так и нечеткости в определении Центром задач их деятельности и функциональных обязанностей. Утверждается, что в результате формирования комиссарского состава и его деятельности Советскому государству удалось в тяжелые годы Гражданской войны добиться устойчивой работы железных дорог, что явилось одним из основных факторов, обеспечивших победу красным.
Ключевые слова: Гражданская война, железнодорожный транспорт, Народный комиссариат путей сообщения, большевики, комиссары, железнодорожники, трудовая дисциплина, митинги, собрания
Библиография:
1. Вульфов А. История железных дорог Российской империи. М.: РИПОЛ классик, 2016. 744 с.
2. Коптелов В. Т. Железная дорога Екатеринбург – Тюмень – Омск. Очерки истории Тюменского отделения дороги. Тюмень: Вектор Бук, 2000. 168 с.
3. Привалихин В. Тайга. 100 лет. Новосибирск: Издатель, 1996. 303 с.
4. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 2005. 576 с.
5. Сенин А. С. Железнодорожный транспорт России в эпоху войн и революций (1914–1922 гг.). М.: Учебно-метод. центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2009. 319 с.
6. Сенин А. С. Железнодорожная администрация Советской России в годы Гражданской войны. М.: Учебно-метод. центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2015. 316 с.
7. История железнодорожного транспорта России и Советского Союза. Т. 2: 1917–1945 гг. СПб., 1997. 416 с.
8. Климов И. П. Человеческий фактор в развитии российского транспорта. 1917–1941 гг. (на материалах Урала). М.: Компания Спутник+, 2006. 105 с.
9. Вибе П. П., Михеев А. П., Пугачева Н. М. Омский историко-краеведческий словарь. М.: Отечество, 1994. 320 с.
10. Главполитпуть // Бюллетень Народного комиссариата путей сообщения. 1920. № 2. С. 3–6.
11. Положение о комиссарах Народного комиссариата путей сообщения, утвержденное 2 марта 1920 г. Наркомпуть Красиным // Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. 981. Оп. 2. Д. 20. Л. 53–54.
12. Списки лиц и учреждений, по адресам которых рассылались сводки комиссаров о состоянии железных дорог // ГИАОО. Ф. 981. Оп. 2. Д. 21. Л. 9, 13, 20, 35, 57, 89.
13. Доклады комиссара Ишимского железнодорожного района политкомиссару Омской железной дороги с 15 апреля по 1 июня 1920 г. // ГИАОО. Ф. 981. Оп. 2. Д. 18. Л. 1–55.
14. Сводки телеграфных донесений дорполитов с 1 по 7 июня 1920 г. // ГИАОО. Ф. 981. Оп. 2. Д. 21. Л. 21–22.
15. Сводки телеграфных донесений дорполитов с 7 по 14 июня 1920 г. // ГИАОО. Ф. 981. Оп. 2. Д. 21. Л. 32–33.
16. Материалы Информационно-инструкторского отдела Главного управления НКПС о состоянии железных дорог на 8 июня 1920 г. // ГИАОО. Ф. 981. Оп. 2. Д. 21. Л. 37.
17. Специальное обращение В. М. Молотова «без оглашения в печати» всем обкомам, губкомам и укомам РКП, фракциям Цектрана, Дорпрофсожей и всем комиссарам НКПС // ГИАОО. Ф. 981. Оп. 2. Д. 59. Л. 12.
18. Циркулярное письмо начальника Главного политуправления НКПС и председателя Главного реввоентрибунала о порядке расследования преступлений на железных дорогах // Главполитпуть. Бюллетень НКПС. 1920. № 2. С. 35–36.
19. Сводка телеграфных донесений Дорполитов к 23 мая 1920 г. // ГИАОО. Ф. 981. Оп. 2. Д. 21. Л. 10–11.
20. Положение № 1 о вознаграждении (премии) за своевременное следование поездов по участкам (между распорядительными станциями) «за ускорение следования их против расписания» // ГИАОО. Ф. 981. Оп. 2. Д. 4. Л. 129–134.
21. Телеграммы военного комиссара по проведению чрезвычайного положения на железных дорогах, члена коллегии НКПС В. В. Фомина от 8 июня и 30 июля 1920 г. об усилении партийного влияния на дорогах // ГИАОО. Ф. 981. Оп. 2. Д. 20. Л. 3–4.
Выпуск: 5, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Страницы: 49 — 56
Скачиваний: 918