УЧИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ГУБЕРНИИ НА РУБЕЖЕ XIX–ХХ ВЕКОВ: СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-27-33
Изучена учительская интеллигенция Енисейской губернии на рубеже XIX–ХХ веков как социопрофессиональная группа. Исследована динамика численности, социальное и правовое положение, образовательный уровень, морально-этическая мотивация профессиональной деятельности, культурные запросы и политические настроения учительской интеллигенции. Делается вывод, что учительство, являясь самой массовой профессиональной группой губернской интеллигенции, сыграло ведущую роль в трансляции достижений культурного модерна в массовое сознание сибирского общества.
Ключевые слова: учительская интеллигенция, социопрофессиональная группа, социальный и правовой статус, профессиональные организации, культурные потребности, культурный модерн
Библиография:
1. Вахтеров В. П. Нравственное воспитание и начальная школа. М.: Изд-во журнала «Русская мысль», 1901. 241 с.
2. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982. 704 с.
3. Чехов Н. В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. М.: Польза, 1912. 224 с.
4. Березовский Н. П. О состоянии начального образования в Енисейской губернии за 1915 год. Общие сведения. Красноярск, 1916. 57 с.
5. Онасовский А. Начальные школы г. Красноярска: краткий историко-статистический очерк (до августа 1913 г.). Красноярск, 1914. 76 с.
6. Юрцовский Н. С. Очерки по истории просвещения в Сибири. Вып. 1: Общий ход развития школьного дела в Сибири. 1703–1917 гг. Новониколаевск: Тип. Центросоюза, 1923. 246 с.
7. Жолудев Д. Г. Краткая история школ Красноярского края (до Великой Октябрьской социалистической революции). Енисейск, 1961. 155 с.
8. Лейкина-Свирская В. Р. Интеллигенция в России во второй половине XIX в. М.: Мысль, 1971. 367 с.
9. Сучков И. В. Учительство в России в конце XIX – начале XX в.: М.: МГОПИ, 1994. 126 с.
10. Блинова О. В. Особенности общественно-политической активности учителей Западной Сибири в годы первой русской революции // Омский научный вестник. Серия: Общество. История. Современность. 2011. № 1 (95). С. 17–20.
11. Казанцева Е. В., Курпас М. А. Кадровый состав начальной школы Восточной Сибири в начале ХХ века // Психологическая наука и практика образования: современные тенденции. Материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск, 16–17 апреля 2009 года. Красноярск, 2009. 286 с.
12. Неупокоев И. В. Учительство Тобольской губернии во второй половине XIX – начале XX века как социально-профессиональная группа: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курган, 2006. 22 с.
13. Федорова В. И. Школа – учитель – общество. Из истории народного образования Енисейской губернии XIX – начала ХХ в. Красноярск, 2015. 244 с.
14. Шилов А. И. Педагогическое образование в Восточной Сибири конца XIX – начала ХХ в. Красноярск, 2004. 186 с.
15. Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 г. / под ред. и с предисл. H. A. Тройницкого. Т. 73: Енисейская губерния. СПб., 1904. 185 с.
16. Однодневная перепись начальных школ империи, произведенная 18 января 1911 г. СПб., 1913. 28 с.
17. Онасовский А. Краткие заметки о церковных школах Енисейской епархии за 1904 г. в связи с предполагаемым введением земств в Сибири // Енисейские епархиальные ведомости. 1905. № 18. С. 470–490.
18. Сибирская школа. 1916. № 5. С. 48–52.
19. Савенков И. Т. Опыт наставления выпускным воспитанникам и народным учителям о главнейших обязанностях сельского учителя. Красноярск, 1892. 52 с.
Выпуск: 5, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ИСТОРИЯ РОССИИ НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ
Страницы: 27 — 33
Скачиваний: 876