ДУХОВНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ ТВОРЧЕСТВА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
Представлено исследование проблемы современных подходов к преподаванию творчества Ф. М. Достоевского в современной школе, учитывающих как актуальные стратегические задачи предметной области «Филология», так и необходимость ценностно-смыслового развития личности обучающегося. Ценностный опыт Достоевского оказывается значимым для современной «постапокалиптической» эпохи, для которой путь восстановления духовных первооснов равнозначен пути сохранения человечества и человеческой культуры. Творчество Достоевского необходимо включать в урочную и внеурочную деятельность не только как объект литературоведческого анализа, а как важный элемент системы ценностно ориентированного обучения и воспитания. Эффективными при изучении произведений Достоевского являются следующие мотивирующие факторы: полезность и применимость полученных знаний на практике, вовлеченность обучающихся в творческий процесс, использование активных методов обучения, участие в олимпиадах, конференциях и конкурсах по литературе, моральное поощрение и стимулирующий контроль, личность педагога и манера преподавании.
Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, автор, читатель, духовные императивы, русская культура, художественное произведение, аксиология, нравственность, публицистика, «Дневник писателя», ценностно ориентированное обучение, мотивация, воспитание
Библиография:
1. Померанц Г. С. Открытость бездне: встречи с Достоевским. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. 352 с. 2. Кошечко А. Н. Ценность как системообразующая категория экзистенциального сознания Ф. М. Достоевского // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: http://www.science-education.ru/119-14825 (дата обращения: 09.04.2015).
3. Канунова Ф. З. Некоторые проблемы преподавания творчества Ф. М. Достоевского: общий курс по истории русской литературы XIX в. (III часть) // Достоевский и время: сб. статей / ред. Е. Г. Новикова, А. А. Казаков. Томск: Изд-во ТГУ, 2004. C. 9–16.
4. Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л.: Наука, 1972–1986.
5. Кошечко А. Н. Достоевский и апостасия: к вопросу об атрибутивных характеристиках экзистенциального сознания // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2013. Вып. 11 (139). С. 23–31.
6. Бердяев Н. А. Кризис искусства. М.: Изд-во Лемана и С. И. Сахарова, 1918. 47 с.
Выпуск: 6, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
Страницы: 226 — 231
Скачиваний: 789