ЭХО ДОСТОЕВСКОГО И БЛОКА В ПЬЕСЕ НИКОЛАЯ ЭРДМАНА «САМОУБИЙЦА»
Принято говорить, что в своих произведениях Николай Эрдман брал пример с Гоголя, Сухово-Кобылина, Островского и других мастеров классической драматургии. Но можно продемонстрировать, что Эрдман еще и хорошо знал творчество великих русских писателей, в том числе Ф. М. Достоевского и А. А. Блока. Это легко проявляется при анализе эрдмановского «Самоубийцы», «Бесов» Достоевского и знаменитых эссе о революции Блока. Самым простым тому примером являются персонажи Кириллов в «Бесах» и Подсекальников в «Самоубийце» – два человека, которых «заставляют» покончить с собой ради общего блага. Но и у Блока можно найти «зерно» сюжета «Самоубийцы». Блоковская фраза – «Что возражу я человеку, которого привели к самоубийству требова ния индивидуализма, демонизма, эстетики или, нако нец, самое неотвлеченное, самое обыденное требование отчаяния и тоски» – могла бы прозвучать в устах Аристарха Доминиковича, Виктора Викторовича и др., которые заинтересованы в смерти Подсекальникова. Но дело не только в том, что можно найти переклички между этими произведениями, но и в том, что различные эхо дают нам понять, что задача Эрдмана в «Самоубийце» выходит далеко за рамки простой сатиры. В «Самоубийце» он создал собственную художественную вселенную, которая воплотила уникальное философское мировоззрение автора.
Библиография:
1. ЦГАЛИ, фонд 2570, опись 2, дело 13, лист 10.
2. Театральная жизнь. 1989, № 19.
3. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 10. Л., 1974.
4. Эрдман Н. Р. Пьесы, интермедии, письма, документы, воспоминания современников. М., 1990.
5. Плучек В. Он всегда мрачновато говорил, что сатира у нас пока невозможна // Современная драматургия, № 1, 1997.
6. Блок А. Собр. соч.: в 8 т. Т. 5, 6. М.–Л., 1962.
Выпуск: 7, 2011
Серия выпуска: Выпуск № 7
Рубрика: СТРАТЕГИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ТВОРЧЕСТВА Н. Р. ЭРДМАНА
Страницы: 19 — 26
Скачиваний: 1070