ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИОННЫМ МАССИВОМ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2022-5-85-94
Введение. Тенденции развития современной науки связаны с разработкой проблем, решение которых предполагает организацию исследовательской работы в области пересечения нескольких научных дисциплин и активное применение междисциплинарного подхода в различных его интерпретациях (интердисциплинарные, кроссдисциплинарные, мультидисциплинарные, трансдисциплинарные исследования). Научный союз кибернетики и истории педагогики позволяет разработать информационную модель, в рамках которой могут быть усовершенствованы методики сбора и обработки данных. Практическое применение информационной модели в контексте исследования дидактической терминологии выражено через организацию работы с информационным массивом (частотным словарем), сформированным на основе анализа историко-педагогических источников. Цель – организация работы с информационным массивом с целью проведения количественного и качественного анализа терминов ядерной зоны понятийно-терминологического поля отечественной дидактической терминологии 20–30-х гг. XX в. Материал и методы. Анализ историко-педагогических источников осуществлялся на основе применения комплексного подхода, ключевую позицию в котором занял полевый. Данный подход предполагает рассмотрение структуры терминологии в качестве совокупности множеств понятийно-терминологических полей. Информационный массив исследования сформирован на основе контекстологического анализа нормативных правовых актов и текстов ведущих педагогов-реформаторов 20–30-х гг. XX в. (П. П. Блонского, А. Г. Калашникова, Н. К. Крупской, А. П. Пинкевича, С. Т. Шацкого). Систематизация и обработка данных информационного массива организованы на основе использования контент-анализа и статистических и математических методов исследования. Результаты и обсуждение. Сформирован корпус текстов, состоящий из 177 историко-педагогических источников. Собран информационный массив, включающий в себя 1 181 лексическую единицу. Систематизация данных организована исходя из принадлежности текста к группе источников с учетом авторства и периода опубликования (1917–1928 гг. или 1929–1937 гг.). На этапе статистической обработки данных для работы с платформой «1С:Предприятие» был разработан вспомогательный скрипт, определяющий типы лексических единиц в соответствии с заданным алгоритмом. Результаты количественного анализа указывают на радикальные изменения в понятийно-терминологическом поле советской дидактики 20–30-х гг. XX в. (снижается влияние дидактических категорий на терминологию). Определение терминов ядра осуществлено через подсчет частоты употребления лексических единиц, числа производных терминов ядра, количества смежных производных единиц терминов ядерной зоны. Характеристика ядерной зоны понятийно-терминологического поля дидактики произведена через структурный и содержательный анализ терминов «образование», «обучение», «политехнизм», «труд», «школа». Заключение. Применение в историко-педагогическом исследовании программного обеспечения, методов статистической и математической обработки данных предполагает более продуктивный анализ данных. Информационный массив (частотный словарь), сформированный в рамках настоящего исследования, возможности его цифровой обработки позволяют организовать новые направления научной работы с историко-педагогическими источниками.
Ключевые слова: информационная модель, информационный массив, полевый подход, понятийно-терминологическое поле, термины ядерной зоны, дидактическая терминология
Библиография:
1. Богуславский М. В. Перспективы развития историко-педагогического знания // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 3 (30). С. 25–32.
2. Вершинина Н. А. Анализ информационного массива дисциплины как метод историко-педагогического исследования // Историко-пед. журнал. 2011. № 2. С. 26–38.
3. Кошкина Е. А. Педагогическая терминология как объект междисциплинарного исследования // Вестник Томского гос. ун-та. 2010. № 339. С. 155–160.
4. Кадиев И. П., Кадиев П. А. Индексная структуризация информационных массивов // Системные технологии. 2018. № 3 (28). С. 29–33.
5. Систематика понятийно-терминологического аппарата дидактики как предпосылка обновления содержания педагогического образования / под общей ред. О. Б. Даутовой, А. В. Торховой. СПб.: Буквально, 2019. 320 с.
6. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа: сб. документов. 1917–1973 гг. / сост. А. А. Абакумов и др. М.: Педагогика, 1974. 559 с.
7. Джуринский А. Н. История российской педагогики: учебное пособие. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. 232 с.
8. Пинкевич А. П. Основные проблемы современной школы: шесть лекций по педагогике. Пг.: Прибой, 1924. 108 с.
9. Блонский П. П. Что такое трудовая школа? // Избранные педагогические произведения / редкол. Б. П. Есипов, Ф. Ф. Королев, С. А. Фрумов; сост. Н. И. Блонская, А. Д. Сергеева. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. С. 209–225.
10. Калашников А. Г. Проблемы политехнического образования: избранные труды / сост. П. Р. Атутов и Т. А. Василькова. М.: Педагогика, 1990. 366 с.
11. Крупская Н. К. Положение о Единой Трудовой школе РСФСР // На путях к новой школе. 1928. № 10–11. С. 27–29.
12. Шацкий С. Т. Педагогические сочинения: в 4 т. / сост. А. П. Кубарева, Д. С. Бершадская; под ред. И. А. Каирова и др. М.: Просвещение, 1964. Т. 2. 476 с.
13. Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 11 т. Т. 2: Общие вопросы педагогики – Организация народного образования в СССР / под ред. Н. К. Гончарова и др. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1958. 735 с.
14. Калашников А. Г. Очерки марксистской педагогики Т. 1: Социология воспитания. М.: Работник просвещения, 1929. 376 с.
15. Пинкевич А. П. Педагогика. Т. 2: Школьный возраст. Трудовая школа. 5-е изд. М.: Работник просвещения, 1929. 261 с.
16. Блонский П. П. О политехнической подготовке к школе I ступени // На путях к новой школе. 1931. № 10. С. 28–35.
Выпуск: 5, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Страницы: 85 — 94
Скачиваний: 325