ГРАФИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗАХ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-6-108-117
Введение. Представлена актуальность формирования метапредметности, реализуемой на межпредметном содержании в системе основного общего образования и являющейся необходимой в настоящее время обществу в наукоемких производствах любого профиля. Показана необходимость формирования у современного педагога, в том числе и школьного учителя математики, физики и технологии, компетенций, относящихся к основам инженерной деятельности, обязательными из которых являются графическая культура и графическая грамотность. Цель исследования состоит в выявлении межпредметных линий между математическими, естественно-научными и техническими учебными дисциплинами, способствующих формированию у обучающихся компетенций, относящихся и к инженерной деятельности, таких как графическая культура и графическая грамотность. Материал и методы. Представлено обобщение авторами опыта преподавания ряда курсов инженерной направленности, таких как графика, инженерное проектирование, прикладная математика, техническая механика, для будущих инженеров и учителей физики и технологии. Проведен анализ нормативных документов по проблеме исследования. Результаты и обсуждение. Анализ нормативных документов, регламентирующих учебный процесс будущих учителей математики, физики и технологии, показал, что содержание теоретического материала и обсуждение прикладных аспектов данных учебных дисциплин не учитывают требования к формированию графической культуры и графической грамотности. В современных условиях повсеместного введения в школах профильных инженерных классов, помимо профессиональных компетенций педагога, учитель математического, естественно-научного и технологического циклов дисциплин обязан обладать компетенциями, относящимися и к инженерной деятельности, такими как графическая культура и графическая грамотность. Для формирования компетенций, связанных с графической грамотностью, в процесс подготовки учителей математики, физики и технологии в рамках профессионального цикла в качестве дисциплин по выбору должен быть введен модуль «Графика / Инженерное проектирование», в который входят такие учебные дисциплины, как черчение, инженерная графика, элементы аналитической геометрии, компьютерная графика. Таким образом, появится возможность создания межпредметных линий между учебными дисциплинами математического, естественнонаучного и технологического циклов дисциплин, что в свою очередь позволит в дальнейшем формировать метапредметность всего образовательного процесса будущих учителей. Заключение. Формируемая метапредметность образовательной среды для студентов педагогического университета, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (направленность (профиль) «Математика», «Физика», «Технология»), позволит в дальнейшем учителям согласованно формировать и развивать у обучающихся школ пространственное мышление, воображение, творческие способности, наблюдательность, необходимые в их дальнейшей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: метапредметные результаты, межпредметное содержание, профессиональные компетенции, учитель математики, учитель физики, учитель технологии, базовые инженерные знания, начертательная геометрия, компьютерная графика, инженерное проектирование
Библиография:
1. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2012 № 24480) (ред. от 29.06.2017). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Богомаз И. В., Степанова И. Ю., Песковский Е. А. Концептуальное осмысление педагогических вопросов для развития инновационного общества // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59. С. 96–99.
3. Богомаз И. В. Научно-методические основы базовой подготовки студентов инженерно-строительных специальностей в условиях проективно-информационного подхода: автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2012. 313 с.
4. Чабан Е. А. Особенности базовой подготовки инженерных кадров в техническом вузе // Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения: материалы Первой всерос. научно-практ. конф. с междунар. участием, 26–28 апреля 2016 г. Иркутск: ИрГУПС, 2016. С. 922–926.
5. Татарникова А. А. Увеличение профессиональной мобильности специалиста в системе открытого образования // Открытое и дистанционное образование. 2005. № 3 (19). С. 2–9.
6. Пиларова О. Ф. Теоретические основы оптимизации обучения профессиональным дисциплинам в условиях современного технического вуза. М.: Академия естествознания, 2011. 195 с.
7. Вареников С. В. К вопросу изучения общетехнических дисциплин будущими учителями технологии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59. С. 163–167.
8. Шалашова И. В. Формирование графической грамотности будущих учителей технологии как педагогическая проблема // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф., г. Пермь, апрель, 2011. С. 148–150. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/529/ (дата обращения: 10.11.2019).
9. Gestaltung.ru Художественное проектирование. URL: http://gestaltung.ru/index.php/archpersons/item/160-chernichov.html (дата обращения: 10.11.2019).
10. Ратовская И. А. Внедрение основ САПР в школьное технологическое образование как условие формирования учителя технологии нового поколения // Информатизация непрерывного образования – 2018: материалы Междунар. науч. конф., Москва, 14–17 октября 2018 г.: в 2 т. / под общ. ред. В. В. Гриншкуна. М.: Российский ун-т дружбы народов, 2018. С. 388–392. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009808155 (дата обращения: 17.02.2020).
11. Богомаз И. В., Степанова И. Ю. Математическое знание как фундаментальный элемент пропедевтики инженерной подготовки в общеобразовательной школе // Проблемы современного педагогического образования, 2018. № 59. С. 99–102.
12. Крафт Е. А., Чабан Е. А. Элементы начертательной геометрии: учеб. пособие. Красноярск, 2014. 117 с.
13. Машиностроение. Энциклопедический справочник. М.: Государственное научно-техническое изд-во машиностроительной литературы, 1947. Т. 1. 193 с.
14. Малахова Е. В., Степанов Е. А. Формирование экономических компетенций в процессе трудового воспитания молодежи // Вестник Красноярского гос. пед. ун-та им. В. П. Астафьева. 2012. № 3 (21). Красноярск, 2012. С. 350–356.
15. Ломов Б. Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. 296 с.
Выпуск: 6, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГА
Страницы: 108 — 117
Скачиваний: 759