ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2020-1-70-76
Введение. В современных условиях развития нашего государства возрастает социальная роль и ценность здорового образа жизни. Одной из приоритетных задач образовательной практики является трансформация понимания специфики здоровья как жизненной ценности будущего поколения граждан. Особый интерес данная тема представляет применительно к представителям экстремальных профессий, в частности к сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, профессиональной годности которых всегда уделяли особо повышенное внимание. Безусловно, деятельность правоохранительных органов зачастую связана с напряженными условиями и вытекающими из этого рисками для здоровья. В свете чего вопросам формирования ценностного отношения, ценностных ориентаций и ценностных установок к ведению здорового образа жизни должно быть уделено пристальное внимание еще в рамках профессиональной подготовки курсантов образовательных организаций МВД России. Цель исследования – рассмотреть и проанализировать такую ценностную ориентацию, как здоровье у курсантов вузов МВД России, в рамках формирования их способности организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9). Методология и методы исследования. В качестве диагностического инструментария выступила методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка терминальных и инструментальных ценностей. Кроме того, в качестве методов исследования использовались педагогическое наблюдение, анкетирование и тестирование. Результаты исследования. Диагностике были подвержены 175 курсантов ФГКОУ ВО «Восточно-Сибирский институт МВД России»: 87 курсантов первого курса и 88 курсантов пятого (выпускного) курса. В результате чего была выявлена статистически значимая разница у диагностируемых групп и отмечена положительная динамика формирования и развития ценностной ориентации к ведению здорового образа жизни у курсантов вузов МВД России в рамках их профессиональной подготовки. Заключение. В рамках учебной и внеучебной деятельности видится возможным формирование ценностных установок и ценностных ориентиров курсантов вузов МВД России, в том числе и на здоровый образ жизни как неотъемлемый атрибут их будущей профессиональной деятельности. Главная задача учебных организаций системы вузов МВД России состоит в создании необходимых правовых, инфраструктурных, организационных, в том числе психолого-педагогических условий, для формирования способности курсантов организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни путем создания здоровьесберегающей и здоровьеформирующей образовательной среды.
Ключевые слова: общекультурная компетентность, здоровье, здоровый образ жизни, ценности, ценностные ориентации, ценностные установки, психолого-педагогические условия, курсант вуза МВД России
Библиография:
1. Троянская С. Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании. Ижевск: Удмуртский ун-т, 2016. 176 с.
2. Мартыненко А. В. Здоровый образ жизни молодежи // Знание, понимание, умение. 2004. № 1. С. 136–138.
3. Кудрявцев М. Д. Административная профилактика как основа формирования здорового образа жизни // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. С. 154–157.
4. Ferreira D. K. S., Bonfim C., da Silva Augusto L. G. Fatores associados ao estilo de vida de policiais militares // Ciencia e Saude Coletiva. 2011. № 16 (8). Р. 3403–3412.
5. Герчак Я. М., Митьков Д. Ю. Здоровье как фактор и условие формирования у курсантов военного вуза готовности к профессиональной деятельности // Электронный научный журнал ЦИТИСЭ. 2018. № 1 (14).
6. Черников Н. К., Черникова А. А. Отношение студенческой молодежи к здоровому образу жизни // Инновационная наука. 2016. № 4. С. 126–128.
7. Федотова О. Д. Воспитание культуры здорового образа жизни офицеров: наукометрический аспект проблемы // НАУКОВЕДЕНИЕ. 2015. № 4. Т. 7.
8. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 192 с.
9. Колбанов В. В. Методология формирования здорового образа жизни в образовательных учреждениях // Современные проблемы формирования и укрепления здоровья: сб. науч. ст. Междунар. научно-практич. конф. 24–6 октября 2013 г. Брест: Альтернатива, 2013. С. 186–190.
10. Уланов Д. В. Социальное управление формированием здорового образа жизни: дис. ... канд. социол. наук. М., 2006. 164 с.
11. Раевский Р. Т. Здоровье, здоровый и оздоровительный образ жизни студентов. Одесса: Наука и техника, 2008. 556 с.
12. Логачева Е. А. Здоровый образ жизни студенческой молодежи среднего российского города: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2014. 36 с.
13. Глазырин А. А. Формирование здорового образа жизни курсантов учебных заведений МВД средствами физической культуры и спорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Минск, 1998. 26 с.
14. Бакиев Д. А., Кошевец Г. В. Воспитание здорового образа жизни у курсантов и слушателей в общеобразовательных учреждениях МВД России // Вестник Уфимского юрид. ин-та МВД России. 2013. № 1. С. 83–86.
15. Смирнов И. Н. Формирование здорового образа жизни у курсантов высших военных заведений средствами физической культуры и спорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2009. 27 с.
16. Путан Л. Я. Формирование ориентации на здоровый образ жизни у курсантов в вузе МВД России: автореф. дис. … канд. пед. наук. СПб., 2003. 28 с.
17. Золотухин Д. В., Ушаков М. А. Здоровый образ жизни курсантов образовательных организаций МВД России // Материалы конференции «Интеграция науки и практики в единоборствах». М., 2017. С. 125–130.
18. Приходько П. Н. Педагогическое обеспечение здорового образа жизни курсантов военных авиационных вузов: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2014. 249 с.
19. Muth J. Command Culture: Officer Education in the U.S. Army and the German Armed Forces, 1901–1940, and the Consequences for World War II. Denton: University of North Texas Press, 2011. 366 p.
20. Walker S. N., Schrist K. R., Pender N. J. The health-promoting lifestyle profile: development and psychometric characteristics // Nursing Research. 1987. Vol. 36. P. 76–81.
21. Luszczynska A., Hagger M. Health Behavior // Assessment in health psychology / eds by Y. Benyaamini, M. Johnstone, E. C. Karademas. Boston: Hogrefe Publishing, 2016. P. 60–72.
22. Mašina T., Madžar T., Musil V., Milošević M. Differences in Health-Promoting Lifestyle Profile among Croating Medical students according to gender and year of study // Acta clinica Croatica. 2017. Vol. 56 (1). P. 84–91. doi:10.20471/acc.2017.56.01.13
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Страницы: 70 — 76
Скачиваний: 771