АКТУАЛЬНЫЕ ВОСТРЕБОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В АСПЕКТЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-5-117-121
Введение. Обоснована актуальность современного образовательного пространства, сочетающего в себе научные и практико-ориентированные компоненты знаниевой и компетентностной парадигм образования. Цель данной работы состоит в обобщении и систематизации совокупности требований к качественному гуманитарному образованию. Материал и методы. Методологической основой проведения исследования выступал комплекс методов системного, деятельностного и личностно ориентированного подхода, анализ научной и методической литературы, нормативно-правовые документы, регламентирующие современную общеобразовательную практику. Результаты и обсуждение. Рассмотрение феномена гуманитарного образования и гуманитаризации образования, а также формата обязательного экзамена по русскому языку (основной государственный экзамен и единый государственный экзамен, а также итоговое собеседование по русскому языку) позволило зафиксировать фокус прогнозных оцениваемых результатов в двух аспектах: собственно знаниевом и компетентностном, позволяющем оценить сформированность личности обучающегося, оценить его речевую подготовленность в сочетании с его общей культурой. Отмечено, что современная лингвистика рассматривает язык как сложную динамическую систему, что, несомненно, отражается и в контексте формирования школьного образовательного пространства. Представлена организация образовательного процесса по гуманитарным дисциплинам, а именно его направленность, в частности между собственно предметным образованием и личностными способностями, склонностями обучающихся, быть ориентированными на пролонгированную востребованность обучающимися в их будущем профессиональном пространстве и в частной жизни, что предполагает в процессе формирования гуманитарного образовательного пространства школы включение различных методических вариантов образовательно-воспитательной деятельности и включение дидактических единиц, ориентированных на формирование диалогичности и взаимодействии, а также формирование практических навыков и умений в предметной области. Заключение. По результатам исследования делается вывод о том, что данный вариант организации гуманитарного образовательного пространства возможен посредством сочетания разных подходов, среди которых ведущее место может занимать технология личностно ориентированного образования.
Ключевые слова: гуманитарное образование, образовательная область «Русский язык», личностно ориентированное образование, компетентностный подход
Библиография:
1. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. URL: http://psylib.org.ua/books/roger01/index.htm (дата обращения: 15.02.2019).
2. Белова С. В. Теория гуманитарного образования в контексте педагогической парадигмальной множественности // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. 2006. № 1. С. 33–37.
3. ФИПИ: Официальный сайт http://www.fi pi.ru/ (дата обращения: 05.04.2019).
4. Французова О. А. Отбор содержания образования в общеобразовательной школе Чешской Республики: государственный стандарт и школьные программы // Проблемы современного образования. 2015. № 2. С. 51–65.
5. Раджабова А. Ф. Метапредметный подход на уроках русского языка в современной школе (особенности понимания) // Rhema. Рема. 2015. № 3. С. 108–112.
6. Абрамова Т. А. Эффективность использования современных технологий на уроках русского языка и литературы // Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 5. С. 37–41.
7. Степикова Е. В. Взгляд на преподавание русского языка и литературы в школе // Концепт. 2013. № 12. URL: http://e-koncept.ru/2013/13243.htm (дата обращения: 11.01.2019).
8. Разбегаева Л. П., Крутова И. В., Самоходкина Т. В. Школьное гуманитарное образование сквозь призму ценностного подхода // Известия Саратовского ун-та. 2012. Т. 2. Серия: Акмеология образования. Психология развития. Вып. 2. С. 198–203.
9. Петровский В. А. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 40–46.
10. Ломко И. Ю. Развитие гуманитарного образования в российской гимназии второй половины XIX века // Известия Российского гос. пед. ун-а им. А. И. Герцена. 2008. Вып. 61. С. 407–414.
Выпуск: 5, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 117 — 121
Скачиваний: 680