И. С. ТУРГЕНЕВ В ШКОЛЕ: ТРАДИЦИИ И ПРЕОДОЛЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2019-1-113-127
Введение. Актуальность статьи определяется возросшим интересом филологов и широкой общественности к личности и творческому наследию И. С. Тургенева в год его 200-летнего юбилея. Вместе с тем несмотря на давние традиции изучения личности и творчества русского писателя в школе, наблюдается отставание педагогического тургеневедения от научного. Материалы и методы. Гипотетически сформулированная проблема была подтверждена в ходе анализа научно-методических работ и диагностики остаточных знаний учащихся. Результаты и обсуждение. Выявлены стереотипы восприятия учащимися личности писателя и его творчества. Рассмотрены продуктивные способы и формы знакомства учащихся с личностью писателя, новые жанры создания биографического очерка. Особое внимание уделено тургеневской концепции природы и любви, их эстетической и философской сущности. Предложены новые методические приемы активизации читательской деятельности учащихся, в частности приемы создания интертекстуальности (на материале обращения к пейзажам художников Барбизонской школы). Представлены пути ознакомления учащихся с усадебными текстами писателя в контексте русской усадебной культуры. Даны конкретные рекомендации включения в систему уроков литературы в 10-м классе романа «Дворянское гнездо». Раскрыты новые подходы к изучению романа «Отцы и дети», предложена методика его сопоставления с телесериалом Авдотьи Смирновой «Ошибка Базарова», созданного по мотивам произведения писателя. Заключение. С целью актуализации восприятия романа Тургенева учащимися разработана модель урока-диалога с привлечением произведения современной литературы (ремейка Веры Чайковской «Новое под солнцем»). В целом исследование показало, что дальнейшее методическое совершенствование процесса изучения личности и творчества Тургенева в школе возможно при опоре на сложившиеся традиции и использование новых форм и способов организации читательской деятельности учащихся, а также повышение филологической компетентности учителя-словесника.
Ключевые слова: проблема изучения личности и творчества Тургенева в школе, традиции и новаторство, стереотипы восприятия мира писателя, диагностика знаний, тургеневская концепция природы и любви, усадебный текст, приемы активизации читательской деятельности, приемы создания интертекстуальности, актуализация классического произведения, мультимедийность урока литературы
Библиография:
1. Антонович М. А. Асмодей нашего времени // Литературно-критические статьи. М.; Л.: Художественная лит., 1961. 515 с.
2. Доманский В. А. «Отцы и дети» Тургенева в русской литературе: пародии и ремейки // К Тургеневу в Баден-Баден: сб. материалов международных науч. конф. (2013–2014). М.: Экон-Информ, 2016. С. 106–115.
3. Клюев Н. А. Сердце Единорога. Стихотворения и поэмы / предисл. Н. Н. Скатова, вступ. ст. А. И. Михайлова; сост., подготовка текста и примеч. В. П. Гарнина. СПб.: РХГИ, 1999. 1072 с.
4. Айхенвальд Ю. И. Силуэты русских писателей. Кн. II / под ред. Л. М. Суриса. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. 312 с.
5. Клеман М. К. Иван Сергеевич Тургенев. Очерк жизни и творчества. Л.: Гослитиздат, 1936. 224 с.
6. Пустовойт П. Г. Иван Сергеевич Тургенев. Из курса лекций по истории русской литературы XIX века / под ред. А. Н. Соколова. М.: Изд-во Московского ун-та, 1957. 139 с.
7. Петров С. М. Тургенев. М.: Учпедгиз, 1957. 201 с.
8. Ефимова Е. М. И. С. Тургенев. Семинарий. Л.: Учпедгиз, 1958. 204 с.
9. Батюто А. И. Тургенев – романист. Л.: Наука, 1972. 394 с.
10. Мостовская Н. Н. И. С. Тургенев и русская журналистика 70-х годов XIX века. Л.: Наука, 198. 214 с.
11. Одиноков В. Г. Пушкин и Тургенев (Проблемы поэтики и типологии русского романа): учеб. пособие для студентов. Новосибирск: Наука, 1968. 128 с.
12. Муратов А. Б. Повести и рассказы И. С. Тургенева 1867–1871-х годов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 184 с.
13. Шаталов С. Е. Художественный мир И. С. Тургенева. М.: Наука, 1979. 312 с.
14. Генералова Н. П. И. С. Тургенев: Россия и Европа. Из истории русско-европейских литературных и общественных отношений. СПб.: Изд-во РХГА, 2003. 583 с.
15. Головко В. М. Художественно-философские искания позднего Тургенева (изображение человека). Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989. 168 с.
16. Курляндская Г. Б. И. С. Тургенев. Мировоззрение, метод, традиции. Тула: Гриф и К°, 2001. 229 с.
17. Лебедев Ю. В. Тургенев. М.: Молодая гвардия, 1990. (Серия «Жизнь замечательных людей»). 608 с.
18. Маркович В. М. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30–50-е годы). Л., 1982. 208 с.
19. Недзвецкий В. А. Русский социально-универсальный роман XIX века: Становление и жанровая эволюция. М.: АО Диалог-МГУ, 1997. 262 с.
20. Тиме Г. А. Немецкая литературно-философская мысль XVIII–XIX веков в контексте творчества И. С. Тургенева (генетические и типологические аспекты) // Vorträge und Abhandlungen zur Slavistik. Band 31. München: Verlag Otto Sagner, 1997. 144 c.
21. Наумова Н. Н. Иван Сергеевич Тургенев: биография писателя. 2-е изд. Л.: Просвещение, 1976. 160 с.
22. Тургенев в школе: пособие для учителей / сост. Т. Ф. Курдюмова. М.: Просвещение, 1981. 192 с.
23. Курляндская Г. Б. Тургенев и русская литература: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1980. 192 с.
24. Лебедев Ю. В. Иван Сергеевич Тургенев. М.: Просвещение, 1989. 207 с.
25. Дробот В. Н. Изучение биографии писателя в школе: пособие для учителя. Киев, 1988. 189 с.
26. Сухих И. Н. Литература: учебник для 10 класса: в 2 т. М.: Академия, 2011. Ч. 2. 368 с.
27. «Твой друг и мать Варвара Тургенева». Письма В. П. Тургеневой к И. С. Тургеневу (1838–1844). Тула: Гриф и К, 2012. 584 с.
28. Литература. 10 класс: учебник: в 2 ч. 6-е изд. М., 2009. Ч. 1. 383 с.
29. Лотман Ю. М. Биография – живое лицо // Новый мир. 1985. № 2. С. 228–236.
30. Зайцев Б. К. Жизнь Тургенева: Литературная биография. М.: Дружба народов, 2000. 224 с.
31. Литература. 10 класс / под ред. Б. А. Ланина. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2018.
32. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. М.: Наука, 1980. Т. 4. 687 с.
33. Шопенгауэр А. Понятие воли // Шопенгауэр А: сб. произведений / пер. с нем.; вступ. ст. и примечания И. С. Нарского. Минск: Попурри, 1999. 464 с.
34. Доманский В. А., Кафанова О. Б. Художественные миры Ивана Тургенева. М.: Флинта, 2018. 432 с.
35. Программа по литературе для 5–11-х классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 6-е изд. М.: ООО ТИД Русское слово – РС, 2010. 200 с.
36. Недзвецкий В. А. И. С. Тургенев: логика творчества и менталитет героя: курс лекций. М.: Стерлитамак, 2008. 232 с.
37. Доманский В. А. Экранизация как интерпретация литературной классики // Литература в школе. 2018. № 1. С. 26–29.
38. Поличко Г. А. Основы кинематографических знаний на уроках литературы в средней школе. Курган, 1980. 147 с.
39. Методика преподавания литературы / под ред. О. Ю. Богдановой и В. Г. Маранцмана: пособие для студентов и преподавателей: в 2 ч. М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994. Ч. 1. 288 с.
40. Чайковская В. И. Новое под солнцем // Новый мир. 1995. № 7. URL: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/1995/7/chaykov.html (дата обращения: 13.12.2018).
Выпуск: 1, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ
Страницы: 113 — 127
Скачиваний: 1280