ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
DOI: 10.23951/1609-624X-2018-5-207-211
В последние годы в России только 36 % студентов осваивают технические специальности, что не обеспечивает потребности в инженерах для Тюменского региона. Результаты анализа проблемы профессионального становления личности и ее самоопределения позволяют утверждать о необходимости применения новых форм профориентационной работы в высших учебных заведениях. Для создания условий для личностного самоопределения необходима грамотно выстроенная система взаимодействия школы, вуза и работодателя. Одним из первых экспериментов по привлечению абитуриентов на технические специальности, а именно на нефтяной профиль, стала организация ПАО «Роснефть» в регионах России профильных классов. Так называемые «Роснефть»-классы осуществляют довузовскую подготовку. В процессе обучения школьники углубленно изучают физику, математику, химию для успешной сдачи ЕГЭ, также знакомятся с будущими профильными предметами. После окончания обучения 95 % выпускников поступают на технические направления в вузы. В результате сотрудничества с «Роснефтью» родилась идея формировать инженерные навыки начиная с начальной школы. В Тюменском индустриальном университете был запущен проект «Школа инженерного резерва» для школьников (1–11-й классы), который способствует формированию инженерной ментальности в раннем возрасте. Учебная программа школы включает в себя ряд дисциплин: занимательную физику, математику, 3D-моделирование, робототехнику, «юный нефтяник», геологию, прикладную химию. Обучение строится на применении методов проектного обучения. Большинство выпускников школы (в 2016 и 2017 гг. 93 %) поступают в технические вузы.
Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, профессии, формирование инженерной ментальности
Библиография:
1. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 2008. 272 с.
2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высшего проф. образования. 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2013. 416 с.
3. Соколова И. Ю., Терехина Л. А. Образовательная среда развития личностного потенциала студентов, сохранения и укрепления их здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 246–247. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27371 (дата обращения: 26.02.2018).
4. Соколова И. Ю. Анализ влияния результатов развития школьников на качество подготовки специалистов, бакалавров в вузе // Крымский научный вестник. 2015. № 6. С. 191–210. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=27371 (дата обращения: 26.02.2018).
5. Гиль Л. Б. Развитие способностей к саморазвитию в процессе математической подготовки студентов технического вуза // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2009. Вып. 9 (87). С. 19–23.
6. Аржаник А. Р., Соколова И. Ю., Новикова О. П. Применение новых информационных технологий в профессиональной подготовке будущих учителей физики // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 49–52.
7. Савельева Н. Н. Применение информационных технологий при организации процесса подготовки студентов для высокотехнологичных предприятий // Материалы междунар. науч.-практ. конф. «Информационные ресурсы в образовании». Нижневартовск, 2013. С. 68–71.
8. Савельева Н. Н. Подготовка бакалавров нефтяников методами компьютерного моделирования // Материалы междунар. науч.-практ. конф. обучающихся, аспирантов и ученых «Опыт, актуальные проблемы и перспективы развития нефтегазового комплекса». Тюмень, 2017. С. 44–47.
9. Корнилов И. К. Основы инженерного искусства. М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2014. 106 с.
10. Савельева Н. Н. Подготовка будущих бакалавров-нефтяников к профессиональной деятельности на высокотехнологичных предприятиях. Тюмень: ТИУ, 2017. 122 с.
11. Ткаченко В. В. Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях профориентационной работы // Молодой ученый. 2012. № 12. С. 429–432. URL: https://moluch.ru/archive/47/5840/ (дата обращения: 21.01.2018).
Выпуск: 5, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: ДИДАКТИКА СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Страницы: 207 — 211
Скачиваний: 818