СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-12-92-99
Рассмотрено использование ситуационных задач при изучении методики обучения химии в педагогическом вузе, охарактеризовано их значение при подготовке студентов к профессиональной деятельности. Представлены разные авторские подходы к формулировке понятия «ситуационная задача» с целью выявления их существенных признаков, типологии задач разного уровня сложности. Дано определение ситуационной задачи, приведена структура и выделены ее компоненты. Описаны специфические особенности дифференцированных заданий к содержанию задач, их использование в учебном процессе, охарактеризована познавательная деятельность обучающихся при выполнении разноуровневых заданий, приведены конкретные примеры заданий. Выявлены на основе анкетирования доступность содержания задач для студентов, особенности выбора дифференцированных заданий, условия их выполнения, а также заинтересованность студентов в творческой познавательной деятельности.
Ключевые слова: компетентностный подход, методика обучения химии, ситуационная задача, структура задачи, задания первого, второго и третьего уровня сложности к содержанию задачи, специфические особенности дифференцированных заданий, анкетирование студентов
Библиография:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата)». URL: http://fgosvo.ru/uploadfi les/fgosvob/440305.pdf (дата обращения: 12.09.2017).
2. Введенский В. Н. Профессиональная компетентность педагога: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004. 159 с.
3. Шалашова М. М. Уровень компетентности выпускников педагогических вузов как показатель качества вузовской подготовки // Методологические и методические проблемы подготовки учителя химии на современном этапе: материалы междунар. науч.-практ. конф. Липецк, 2008. С. 247–252.
4. Шабанова И. А., Ковалева С. В., Кец Т. С. Ситуационные задачи по химии как один из компонентов практико-ориентированного обучения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2017. Вып. 2. (16). С. 79–86. DOI: 10.23951/2307-6127-2017-2-79-86.
5. Шабанова И. А., Ковалева С. В. Ситуационные задачи в курсе «Методика обучения химии» // Преподавание естественных наук (биологии, физики, химии), математики и информатики в вузе и школе: сб. материалов VΙΙΙ Междунар. науч.-метод. конф. (27–28 октября 2015 г.). Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2015. С. 272–273.
6. Зайцев О. С. Методика обучения химии: теоретический и прикладной аспекты: учебник для вузов. М.: Владос, 1999. 383 с.
7. Минченков Е. Е. Практическая дидактика в преподавании естественно-научных дисциплин: учебное пособие. 2-е изд., испр. СПб.: Лань, 2016. 496 с.
8. Чернобельская Г. М. Теория и методика обучения химии: учебник для педагогических вузов. М.: Дрофа, 2010. 318 с.
9. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Краснова В. Г. Теория и методика обучения химии: учеб. для вузов. М.: Академия, 2009. 383 с.
10. Огородник В. Э. Возможности использования практико-ориентированных ситуационных задач в курсе методики обучения химии // Свиридовские чтения: сб. статей БГУ. 2009. Вып. 5. С. 274–280.
11. Ситуационные задачи для педагогов. URL: http://www.infourok.ru/situativnie-zadachi-dlya-pedagogov-786210.html (дата обращения: 15.08.2017).
12. Найденышева И. Ю. Ситуационные задачи как средство оценивания в современной школе. URL: http://www.bssochi.ru/pic/f-397.pdf (дата обращения: 01.07.2017).
13. Ковтунова Т. И. Методические задачи в предметной подготовке учителя математики: дис. … канд. пед. наук. Калуга, 2006. 214 с.
14. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе: пособие для слушателей Учебного центра Гособразования СССР. М.: Исследовательский центр, 1988. 107 с.
15. Жулькова Н. В. Роль и место ситуационных задач в современном уроке // Химия в школе. 2013. № 9. С. 45–48.
16. Горбенко Н. В. Ситуационные задачи как одна из форм работы с тестами // Химия в школе. 2011. № 3. С. 48–50.
17. Мамонтова Т. С. Формирование профессионально-методической компетентности будущего учителя математики в педвузе средствами курса «Теория и методика обучения математике»: дис. … канд. пед. наук. Ишим, 2009. 233 с.
18. Жулькова Н. В. Ситуационные задачи по химии как средство формирования универсальных учебных действий учащихся: дис. … канд. пед. наук. М., 2014. 177 с.
19. Якутина Д. В., Шабанова И. А. Дифференцированные задания к ситуационным задачам в курсе «Методика обучения химии» // IX Международная научно-методическая конференция «Преподавание естественных наук (биологии, химии, физики), математики и информатики в вузе и школе»: сб. материалов. 2016. С. 210–212.
Выпуск: 12, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 12
Рубрика: ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ В ВУЗЕ
Страницы: 92 — 99
Скачиваний: 1068