СМЕНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПАРАДИГМ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
DOI: 10.23951/1609-624X-2017-4-118-122
Рассматриваются и анализируются российские образовательные парадигмы в контексте их исторической смены относительно целей, содержания образования, представителей основных образовательных концепций и педагогических технологий. Исследуются две исторически сложившиеся в России образовательные парадигмы: традиционная и гуманистическая. Выделены и проанализированы традиционные педагогические концепции и педагогические модели современной гуманистической парадигмы российского образования: личностно ориентированная, компетентностная, субъектно-личностная, личностно ориентированная сетевая и смыслодеятельностная. Представлены цели, задачи, содержание, преимущества и недостатки сложившихся и далее разработанных российскими учеными XX–XXI вв. педагогических концепций. Прослежен и обоснован исторический переход от традиционной к гуманистической образовательной парадигме. Показана необходимость учета и интеграции традиционных методов и технологий российского образования, доказавших свою эффективность при формировании понятийно-знаниевого мышления, необходимого для личностно ориентированного развития, воспитания и обучения личности. В результате проведенного контентно-исторического анализа представлены положительные стороны и выявлены недостатки традиционной знаниево-центристской парадигмы и обозначены основные трудности реализации современной гуманистической образовательной парадигмы в рамках существующих образовательных моделей. Сделан вывод о необходимости гармонизации технологий, концепций и оценивания результатов согласно постулатам двух основных (традиционной и гуманистической) исторически сложившихся российских образовательных парадигм.
Ключевые слова: образование, образовательные парадигмы, российское образование, педагогические технологии
Библиография:
1. Бондаревская Е. В. Опыт методологической рефлексии деятельности научной школы // Известия ВГПУ. 2016. № 3 (107). С. 4–14.
2. Бондаревская Е. В. Концепция личностно ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Школа духовности. 1999. № 5. С. 41–52.
3. Якиманская И. С. Основы личностно ориентированного образования. М.: Бином, 2011. 220 c.
4. Якиманская И. С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 16–23.
5. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. С. 24–25.
6. Плигин А. А. Личностно ориентированное образование: история и практика. М.: КСП+, 2003. 432 c.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
8. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учеб. для вузов. 2-е изд., М.: Логос, 2009. 384 с.
9. Татур Ю. Г. Образовательная система России: высшая школа. М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1999. 278 с.
10. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. М.: Академия, 2008. 252 с.
11. Хуторской А. В. Системно-деятельностный подход в обучении: науч.-метод. пособие. М.: Эйдос, 2012. 62 с.
12. Хуторской А. В. Современная дидактика. М.: Высшая школа, 2007. 638 с.
13. Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? М.: Владос-Пресс, 2005. 383 с.
14. Лопатухина Т. А., Данко С. П., Залевская Т. В., Егорова Е. В., Осипова А. В. Педагогические технологии развития ценностного отношения к образованию в современном российском обществе. М.: Вузовская книга, 2014. 109 с.
15. Берулава М. Н., Берулава Г. А. Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества // Проблемы управления качеством образования в гуманитарном вузе. СПб., 2010.
16. Подласый И. Энергоинформационная педагогика. М.: Дата Сквер, 2010. 424 с.
Выпуск: 4, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Страницы: 118 — 122
Скачиваний: 890