ВИЗУАЛЬНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ КАК СРЕДСТВО ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА ИДЕНТИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Мировой кризис идентичности со всей силой развернулся в России. Современники в условиях глобализации и мировой интеграции утрачивают социальные идентичности, испытывая проблемы в ощущении и дефицит в способах демонстрации (выражения) собственной принадлежности к устойчивым социальным группам. Указанная проблема, как и содержательный вопрос патриотического воспитания и конструктивного наполнения понятия «патриотизм», могут быть решены за счет визуальной составляющей форм традиционной культуры, используемых при формировании и развитии обычаев и обрядов современного общества. Данный тезис подтверждается анализом визуальной составляющей крещенских купаний, акцией «Георгиевская ленточка», проектом «Бессмертный полк», масленичных гуляний и других формируемых сегодня традиций.
Ключевые слова: мировой кризис идентичности, самоидентификация, социальные идентичности, русская традиционная культура, патриотическое воспитание, крещенские купания, современные традиции и обряды
Библиография:
1. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. 576 с.
2. Хантингтон С. Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности. М.: АСТ, 2008. 635 c.
3. Ахмедова М., Бурмистров П., Вишневецкая Ю. Смерть мульти-культи. Почему европейская модель оказалась на грани краха // Русский репортер. 2010. № 42 (170). URL: http://rusrep.ru/article/2010/10/26/multi (дата обращения: 26.04.2013).
4. Саррацин Т. Германия: самоликвидация. М.: Рид Групп, 2012. 400 с.
5. Российская демократия – не повод для гордости. URL: http://www.levada.ru/21-11-2012/rossiiskaya-demokratiya-ne-povod-dlya-gordosti (дата обращения: 06.12.2012).
6. История, спорт, наука: чем гордятся россияне? URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114310 (дата обращения: 16.09.2013).
7. Баркова А. Л. Новый Год: символика современного ритуала // Человек. 2002. № 1. С. 56–67.
8. Аверинцев С. С. Красота как святость // Церковь. 1992. № 2. С. 23–27. Реф.: РЖ. Социальные и гуманитарные науки. Отечественная литература. (Серия 3: Философия. 2000. № 3. С. 147–158).
9. Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV–XV вв. / отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука, 1987. 294 с.
10. Иордань как испытание себя. URL: http://news.vtomske.ru/view/244.html (дата обращения: 25.01.2012).
11. Почему я против «крещенских» купаний». URL: http://diak-kuraev.livejournal.com/268666.html?page=4 (дата обращения: 25.01.2012).
12. Булгаков С. С. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Харьков, 1900. Репринт: М.: Московская Патриархия. 1993.
13. О водосвятии на иордани и крещенских купаниях // Томские епархиальные ведомости. 1887. № 2. С. 16–17.
14. Жигунова М. А. Историко-культурное наследие сибирского казачества // Казачество Сибири от Ермака до наших дней: история, язык, культура. Тюмень, 2010. С. 75–80.
15. Бессмертный полк. URL: http://moypolk.ru (дата обращения: 06.06.2013).
16. Томский игумен выступил в защиту русского народа. URL: http://simvol-veri.ru/xp/tomskiie-igumen-vistupil-v-zashitu-russkogo-naroda.html (дата обращения: 06.06.2013).
17. Кокаревич М. Н. Принципы уникальности и равноценности культур как условие межкультурной толерантности // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2010. Вып. 5 (95). С. 5–11.
18. Ланкин В. Г. Вариантность смысла и типология культур // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып. 11 (113). С. 180–186.
Выпуск: 9, 2013
Серия выпуска: Выпуск № 9
Рубрика: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Страницы: 249 — 254
Скачиваний: 987