РАЗВИТИЕ МЕТАКОГНИТИВНОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 9-Х КЛАССАХ
В данной статье рассматривается проблема изучения закономерностей формирования саморегуляции, управления учащимися собственным поведением, влияние саморегуляции на развитие потенциальных возможностей ребенка, в том числе и интеллекта. Раскрывается более подробно процесс метакогнитивной саморегуляции, который обеспечивается внутренними психологическими механизмами, такими как управление и контроль осуществляемой деятельности. Формирование метакогнитивной саморегуляции способствует развитию интеллекта учащихся и стимулирует развитие самостоятельности, произвольной регуляции, самоконтроля и самооценки, способности корректировать интеллектуальную деятельность актуализации и обогащения личного опыта учащихся средствами специально сконструированных упражнений. Выделяются типы учебных упражнений, способствующих привлечению предметного опыта учащихся, активизирующих их эмоциональнооценочный опыт, развивающих интуицию и самоконтроль. Приводятся примеры таких учебных текстов по одной из важнейших тем школьного курса математики, как «Функция».
Ключевые слова: познавательная деятельность, самообразование, самообучение, самопознание, саморегуляция, метакогнитивный опыт
Библиография:
1. Конопкин О. А., Моросанова В. И. Стилевые особенности саморегулирования деятельности // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 182.
2. Холодная М. А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал. 1992. Т. 17. № 13.
3. Чеснокова И. И. Саморегуляция деятельности школьника и формирование активной личности. М.: Знание, 1986.
4. Flavell J. H. Metacognitive aspects of problem solving // The nature of intelligence. Hillsdale / Edited by L.B. Resnick. N.Y.: Erlbaum, 1976. P. 231.
5. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Интеллектуальное воспитание учащихся. СПб.: Питер, 2006.
6. Далингер В. А. Методика обобщающих повторений при обучении математике: пособие для учителей и студентов. Омск: Изд-во ОГПИ, 1992.
7. Пустынникова А. М., Лизура Н. Ю., Сазанова Т. А. Обогащающее повторение на уроках математики: учебное пособие. Томск: Изд-во «Опиум», 2004.
8. Гельфман Э. Г. и др. Функция: учебное пособие по математике для 9 класса. Томск: Изд-во Том. ун-та., 2001.
Выпуск: 6, 2009
Серия выпуска: .
Рубрика: ПЕДАГОГИКА И ПРАКТИКА
Страницы: 18 — 22
Скачиваний: 1199