ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА: АНАЛИЗ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ
DOI: 10.23951/1609-624X-2022-2-69-76
Введение. Анализируется опыт образовательных практик ведущих негосударственных университетов в формировании человеческого капитала. На примере таких стран, как Великобритания, Германия, Китай, Индия, Сингапур и США, представлен компаративный анализ и ключевые характеристики образовательных практик ведущих мировых негосударственных вузов для формирования человеческого капитала. Цель – анализ образовательных практик зарубежных негосударственных вузов в формировании человеческого капитала. Материал и методы. Материалом исследования послужили англоязычные источники, а также официальные сайты ведущих мировых частных университетов: Массачусетский университет, Станфордский университет, университет Пенсильвании (США), Бременский университет Якобса и университет Цеппелин (Германия), Национальный университет Сингапура (NUS) и др. В исследовании использовался компаративный анализ образовательных практик ведущих частных университетов, позволивший раскрыть и обосновать ключевые характеристики образовательных практик в формировании человеческого капитала. Результаты и обсуждение. В качестве основных характеристик образовательных практик ведущих мировых университетов как инструмента реализации человеческого капитала выделяются следующие: – автономия негосударственного вуза, характеризующаяся собственным независимым проектированием стратегии и политики управления университетом и образовательным процессом; – междисциплинарный синтез знаний, базирующийся на интеграции различных научных исследований и широкого применения современных образовательных технологий. Создание междисциплинарных институтов и мультиуниверситетских программ; – высокая концентрация талантов всех субъектов образовательного процесса, где основным фактором формирования человеческого капитала в негосударственном вузе является привилегия селективного отбора студентов с высокими академическими показателями, привлечение известных ученых к исследованиям; – сетевое взаимодействие вузов с производственной сферой в свете подготовки кадров. Основная форма сетевого взаимодействия – создание корпоративных университетов; – консорциум университетов, представляющий собой единый университет, формирующий унифицированный бренд с централизованной структурой; – эффективная система фандрайзинга, обеспечивающая эффективное формирование человеческого капитала. Основным источником являются доходы от собственных научно-практических разработок, проводимые на договорной основе государственных и частных фирм; – репутация исследований. Опережающие научно-практические разработки, характеризующиеся продуктивностью. Научно-исследовательские разработки зависят напрямую от автономии вузов: чем больше автономия университета, тем свободнее он в выборе направлений научных исследований. Заключение. Современная система образования выступает в качестве интегратора интересов индивида и социума, предопределяя развитие человечества на долгие годы. Опыт зарубежной частной высшей школы показывает, что образовательные практики являются действенным механизмом в формировании человеческого капитала. Приобретенный в процессе обучения человеческий капитал изменяет качество жизни человека, оказывает непосредственное влияние на его интеллектуальный, творческий и культурный уровень.
Ключевые слова: образовательные практики, формирование человеческого капитала, негосударственный вуз
Библиография:
1. Мудрик А. В. Социально-педагогические проблемы социализации. М.: Изд-во Мос. пед. гос. ун-та, 2016. 256 с.
2. Brown university. URL: https://www.brown.edu/ (дата обращения: 14.03.21).
3. Stanford University. URL: https://www.stanford.edu (дата обращения: 20.11.2021).
4. University of Pennsylvania. URL: https://www.upenn.edu (дата обращения: 20.11.2021).
5. Yale University. URL: https://www.yale.edu (дата обращения: 20.11.21).
6. Участие в управлении университетом / под ред. О. Бычковой. СПб.: Норма, 2016. 120 с.
7. Массачусетский технологический университет. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Массачусетский технологический университет (дата обращения: 20.04.21).
8. Cronin C. Openness and Praxis: Exploring the Use of Open Educational Practices in Higher Education // International Review of Research in Open and Distributed Learning. 2017. Vol. 18, № 5. P. 14–34.
9. Bali M. Framing Open Educational Practices from a Social Justice Perspective // Journal of Interactive Media in Education. 2020. (1): 10. P. 1–12. DOI: https://doi.org/10.5334/jime.565
10. White A. Understanding the University and Faculty Investment in Implementing High-Impact Educational Practices // Journal of the Scholarship of Teaching and Learning. 2018. Vol. 18, № 2. P. 118–135. DOI:10.14434/josotl.v18i2.23143
11. Cronin C., MacLaren I. Conceptualising OEP: A review of theoretical and empirical literature in Open Educational Practices // Open Praxis. Open Education Global Conference Selected Papers. 2018. Vol. 10, issue 2. P. 127–143. DOI: http://dx.doi.org/10.5944/openpraxis.10.2.825
12. Ehlers U.-D. Extending the Territory: From Open Educational Resources to Open Educational Practices // Journal of Open, Flexible, and Distance Learning. 2011. № 15 (2). P. 1–10.
13. Yang P. Educational Mobility and Transnationalization // eds N. Gleason. Higher Education in the Era of the Fourth Industrial Revolution. Palgrave Macmillan, Singapore. URL: https://www.researchgate.net/publication/325899241_Educational_Mobility_and_Transnationalization (дата обращения: 27.03.21). DOI: 10.1007/978-981-13-0194-0_3
14. Jacobs University Bremen. URL: https://www.jacobsuniversity.de/study/undergraduate/programs?gclid=EAIaIQobChMIl_7V0LiN9AIVOWxvBB3rVAW9EAAYASAAEgK6-fD_BwE (дата обращения: 01.04.21)
15. Global mit. URL: https://global.mit.edu/programs/ (дата обращения 30.08.2021)
16. Салми Д. Создание университетов мирового класса. М.: Весь Мир, 2009. 134 с.
17. The University of Chicago. URL: https://www.uchicago.edu (дата обращения: 20.11.2021).
18. Estrada F., García-Prieto F., Conde-Vélez S. Learning Styles in University Students: Types of Strategies, Materials, Supports, Evaluation and Performance. Case Study // European Journal of Contemporary Education. 2020. № 9 (2). P. 394–416. DOI: 10.13187/ejced.2020.2.394
19. Wolff L. Education and training: The task ahead // P. P. Kuczynski, J. Williamson (Eds.). After the Washington consensus. Restarting growth and reform in Latin America. Washington, D.C.: Institute of International Economics, 2003.
20. Tsiguleva O. V., Pozdeeva S. I. Human capital’s humanitarianization in the anthropological approach context to education // Вестник ТГУ. 2021. № 467. P. 88–92. DOI: 10.17223/15617793/467/11
Выпуск: 2, 2022
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Страницы: 69 — 76
Скачиваний: 445