Поиск
Warning: Undefined array key "4197//" in /web/zanos/classes/Edit/EditForm_class.php on line 263
Warning: Undefined array key "4197//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "4197//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "4197//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
Warning: Undefined array key "4197//" in /web/zanos/classes/Player/SearchArticle_class.php on line 261
№ | Поиск | Скачиваний | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
1 | Приведен фрагмент анализа семантики производных диалектных глаголов с целью изучения прагматических аспектов языкового значения. Определено, как соотносятся оценочная лексика и экспрессивная, субъективная модальность и экспрессивность. Установлено, что экспрессивное слово всегда предполагает наличие в значении эмоционального компонента. Оценка содержится в производных глаголах, образованных от оценочных имен существительных, может возникать в процессе словообразования на основе метафоры. Эмоциональная оценка может вызываться не только образностью, но и интенсивностью. Ключевые слова: экспрессивность, прагматика, семантика, производное слово, оценочная лексика, субъективная модальность, эмоциональная оценка | 725 | ||||
2 | Приведен фрагмент анализа семантики производных диалектных глаголов с целью изучения прагматических аспектов языкового значения. Определено, что когнитивные модели при образовании функциональных и характеризующих наименований различны. Приведены примеры пропозиций глаголов тематической группы «Межличностные отношения». Установлено, что характеризующие глаголы данной группы могут иметь монои полипропозитивные структуры. Выяснилось, что для номинации ситуаций, связанных с взаимоотношениями людей, актуальными являются субъект и объект пропозиции. Описана идиоматичность производных слов и факторы, ее обуславливающие. Выявлено, что разная степень фразеологичности исследуемых единиц зависит от семантики мотиватора, а также от использования при образовании глаголов метафорических и метонимических моделей. Наличие метафорических наименований объясняется антропоцентричностью группы и особым дискурсом. Нешаблонный способ образования языковой единицы позволяет воздействовать не на сознание, а на эмоции человека. Ключевые слова: пропозиция, семантика, производное слово, диалектная лексика, метафорические модели, метонимические модели, оценочная лексика, субъективная модальность, идиоматичность | 841 | ||||
3 | Приведен фрагмент анализа семантики производных диалектных глаголов речи с целью изучения прагматических аспектов языкового значения. Классификация диалектных глаголов проведена в соответствии с классификацией лексико-семантических групп (ЛСГ) общеупотребительных русских глаголов. Определены когнитивные модели при образовании характеризующих наименований действий, связанных с речевой деятельностью. Приведены примеры пропозиций глаголов. Установлено, что характеризующие глаголы данной группы могут иметь моно- и полипропозитивные структуры. Выяснилось, что для номинации ситуаций, связанных с речевой деятельностью людей, актуальным является субъект пропозиции. Было определено, что одна из пропозиций глаголов может отражать объективные свойства именуемого действия, другая – являться результатом оценки этих свойств. Оценка содержится в производных глаголах, образованных от оценочных имен существительных, или возникает в процессе словообразования на основе метафоры. Актуальными для носителей говоров являются ЛСГ глаголов речевого общения и ЛСГ глаголов речевого воздействия. Диалектными глаголами чаще отражается конфликтная ситуация. Для образования данных глаголов используются метафорические модели, осложненные модусом фиктивности и эмотивной модальностью. Наличие метафорических наименований объясняется антропоцентричностью группы и особым дискурсом. Выяснилось, что для носителей говоров характерно негативное отношение к бессодержательным, непродуктивным, многословным рассуждениям; к моральной дискредитации собеседника (семы «ругать», «сплетничать»). Ценятся такие качества, как ум, способность донести информацию в понятной доступной форме. Ключевые слова: пропозиция, семантика, речевая деятельность, производное слово, диалектная лексика, метафорические модели, оценочная лексика, субъективная модальность, идиоматичность | 821 | ||||
4 | Введение. Представлен фрагмент описания значений возвратных диалектных глаголов, образованных от существительных, с целью изучения прагматических аспектов языковой семантики. Материал и методы. Приведены мнения ученых о понятии возвратности, о классификации возвратных глаголов. Описано место анализируемых глаголов среди различных классов возвратных глаголов и определено, что отсубстантивные возвратные глаголы относятся к группе отложительных глаголов. Результаты и обсуждение. Выявлено семантическое разнообразие постфикса -ся. Возвратная морфема располагает не только грамматическими значениями, она обязательно выполняет словообразовательную функцию и участвует в создании множества единиц с новым лексическим значением. Классификация способов словообразования возвратных диалектных глаголов проведена в соответствии с подобной классификацией общеупотребительных русских глаголов. Большинство диалектных глаголов имеют не общие, а индивидуальные значения. Определены когнитивные модели характеризующих наименований действий, представленных возвратными отсубстантивными глаголами. Приведены примеры пропозиций глаголов. Установлено, что характеризующие возвратные глаголы могут иметь моно- и полипропозитивные структуры. Выяснилось, что анализируемые наименования могут выражаться отыменными глаголами через указание на субъект и объект пропозиции. Это связано с типами отражаемых ситуаций: характеристикой внутренних и внешних качеств человека и взаимоотношений людей. Большинство полипропозитивных наименований возникли на основе метафоры. Многие структуры метафоричных глаголов включают модус фиктивности и модус оценки, выражающий отношение говорящего к обозначаемому. Фиктивная и оценочная модальность могут осложняться эмотивной модальностью – неодобрением, пренебрежением. Возникающая экспрессия носит чисто словообразовательный характер. Использование сложных способов образования (суффиксально-постфиксального; префиксально-суффиксально-постфиксального) для многих характеризующих глаголов является одним из средств создания экспрессии. Заключение. У отыменных глаголов возвратный постфикс не выполняет своей функции показателя актантной деривации. Постфикс -ся маркирует не актантную деривацию, а количество участников, степень агентивности и другие параметры ситуации. В некоторых случаях выбор возвратного/невозвратного варианта отыменного глагола для обозначения характеризующего наименования не всегда объясним. Ключевые слова: диалектная лексика, производное слово, пропозиция, семантика, возвратность‚ постфикс -ся, метафорические модели, оценочная лексика, субъективная модальность | 771 |